Description
«Времена года», последнее крупное сочинение Гайдна (1732–1809), стало будто его завещанием. Мудрым, поэтичным, глубоким и простодушным. Таким же, как персонажи оратории – пахарь Симон (бас), его дочь Ханна (сопрано), влюбленный в нее молодой крестьянин Лука (тенор). Гайдн прославляет людей труда, чистых сердцем, способных радоваться жизни, включенных в круговорот природы, – такой взгляд оказывается близким теории «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо.
В основу оратории легли поэмы The Seasons английского сентименталиста Джеймса Томсона (1700–1748), переработанные в немецкое либретто бароном ван Свитеном. Четыре части соответствуют временам года, начиная с весны. Номера разнообразны, среди них – 13 хоров, 6 ансамблей (в основном терцетов), 10 арий, оркестровые эпизоды и речитативы.
В первом же сольном номере Гайдн «шалит»: арию Симона о пахаре, прокладывающем весной первую борозду, в оркестре сопровождает известная тема из симфонии № 94 «Сюрприз». В живописной II части «Лето» выделяются гимн солнцу и хор «грозы». Гайдн «рисует» раскаты грома, блеск молний, порывы ветра, а в «послегрозовом» терцете – стрекотание кузнечиков, кваканье лягушек, удары колокола. В жанровой III части «Осень» в виде ярких народных сцен предстают картина охоты и деревенская пирушка. Как же здесь обойтись без «охотничьих» фанфар, ритма скачки, взлета птицы, грома выстрела? И какой народный праздник без подражания волынке, лире, фиделю?
В IV части философия жизни, подошедшей к «зиме», оттеняется поэтичной «Песней прялки» и комическим рассказом Ханны об ухаживаниях дворянина – маленькой драгоценностью из кладовой юмора Гайдна. Взгляни, о человек, на жизнь свою, – как бы говорит Гайдн устами Симона, – всё улетает, как сон. И все-таки, если ты был порядочен и честно трудился, твой путь на земле не бесследен.
The concert program
- Haydn. The Seasons
Концерт – участник акции «Предновогодняя канитель»