Description
Искусство эпохи Романтизма, под знаком которого прошел практически весь XIX век, возникло как антитеза принципам и правилам Классицизма, с его стройностью, упорядоченностью и неизменным упованием на торжество гармонии и света. Если сегодня словом «романтический» принято обозначать обычно что-то связанное с любовными переживаниями, чаще всего — приятное, приносящее удовлетворение чувствам, то в XVIII веке французским словом «romantique», называли скорее явления «странные» и «фантастические». Кризис начала XIX века с прокатившимися по Европе войнами и общественно-политическими катаклизмами породил соответствующую реакцию у творцов-художников.
Появившийся в немецкой литературе особый тип рефлексии на окружающей реальный мир, очень острой и болезненной, быстро перекинулся на живопись и музыку, развивающими новые идеи. Раздвинувший мощным волевым усилием эмоциональную шкалу Бетховен для музыкантов-романтиков одновременно и кумиром, и антитезой. Крылатая фраза величайшего романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Музыка Бетховена движет рычагами страха, трепета, ужаса, скорби и пробуждает именно то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — стала девизом для мастеров XIX века.
Каждый уважающий себя автор ставил перед собой задачу обязательно этими самыми рычагами «поиграться» и пойти еще дальше. Достаточно сравнить исполненную впервые в 1824 году Девятую симфонию Бетховена и завершенную в 1830 году «Фантастическую симфонию» Берлиоза, чтобы понять и ясно услышать пропасть, разделяющую мир всеобщей гармонии и дьявольского шабаша.
Ключи от эпохи Романтизма ищут уже больше двух столетий, но универсальные отмычки так и не найдены, каждый должен найти свой собственный путь. Однако общая дорожная карта все же есть, о том, какие на ней обозначены цели и препятствия и пойдет речь на предстоящей лекции.
Проект реализуется победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина