Лекция «Альфред Шнитке — лабиринты современных смыслов и идей»

The lecture during Лабиринты Шнитке festival
23 November, Saturday, 17:00, Камерный зал филармонии, Екатеринбург
Lectures

Продолжительность: 45 минут

Description

Альфред Шнитке — одна из ключевых фигур в российской музыке последней трети XX века. Его справедливо называют духовным продолжателем Дмитрия Шостаковича (хотя сам Альфред Гарриевич никогда не учился у мастера и не имел с ним общения), последним крупным симфонистом XX века (перу Шнитке принадлежит 9 симфоний, последняя из которых осталась незавершенной). Но вместе с тем, являясь продолжателем классико-романтической традиции, композитор в своём творчестве открывает новые идеи и принципы, ставшие во многом маркером эпохи «постмодерна». Прежде всего это, конечно, полистилистика. Шнитке не был изобретателем этого метода, однако он впервые дал теоретическое обоснование этому явлению, а также в своём творчестве представил самые разные образцы и модели работы со стилями и жанрами прошлых эпох. В своё время творчество Шнитке шокировало как приверженцев строгого авангарда, так и поклонников привычной академической музыки. Великолепный стилизатор, он смело нарушал как стерильную чистоту строгой серийной музыки, так и академическую строгость. Однако за внешними провокациями (чего только стоит мировая премьера Первой симфонии в Горьком в 1974 году) у Шнитке всегда стояло искреннее желание понять и разобраться в том, что происходит в современном мире. Сегодня музыка Шнитке уже воспринимается как часть традиции, и те «вечные смыслы», которые композитор вкладывал в свои творения становятся видны даже лучше и отчётливее.

Как нам сегодня воспринимать творческое наследие Альфреда Шнитке, что нового может почерпнуть и узнать современный слушатель в его сочинениях, с какими образами, идеями и смыслами работал композитор? Эти и другие вопросы будут затронуты на предстоящей лекции.

Реализуется в рамках культурно-просветительского проекта «Лаборатория современной музыки» 

  

Участники
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!