Myaskovsky. Dialogues

 

Николай Мясковский и музыка советских композиторов

Николай Мясковский. Возвращение

Николай Мясковский входит в тройку признанных советских классиков, наряду с Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым. Первый считал его «крупнейшим после Малера симфонистом ХХ века». Второй видел в нем музыкального философа, писавшего «мудрую, страстную и самоуглублённую» музыку.

В своём творчестве Мясковский соединил разорванную революцией связь прошлого и настоящего отечественной культуры. Средоточием самых заветных мыслей, смелых исканий и естественной формой высказывания, в которой нашли отражение сложные отношения с окружающим его миром, стал для него жанр симфонии.

Исполнение своих симфонических произведений Мясковский доверял избранным дирижёрам. В числе немногих были Константин Сараджев и Александр Гаук – наставники первых дирижёров Уральского филармонического оркестра (Симфонического оркестра Свердловской филармонии) Марка Павермана (выпускник Московской консерватории 1930 года, класс К. Сараджева) и Александр Фридлендер (выпускник Ленинградской консерватории 1933 года, класс А. Гаука).

 

1.Марк Паверман и Николай Мясковский

Основатель Симфонического оркестра Свердловской филармонии Марк Паверман был лично знаком с Николаем Мясковским. «Будучи разносторонне образованным музыкантом, прекрасно владеющим классическим репертуаром, Паверман особенно должен цениться как превосходный исполнитель и горячий пропагандист советской музыки», – считал композитор. В 1939 году Марк Израилевич присутствовал на московской премьере Скрипичного концерта Мясковского, после которой вместе с коллегами поздравлял автора.

1 / 1

2. Музыка Мясковского в первые сезоны

Музыка Мясковского впервые прозвучала в Свердловской филармонии в октябре 1937 года. Это была 16-я симфония, которой дирижировал Абрам Стасевич. В довоенный период в репертуар Симфонического оркестра Свердловской филармонии входили 16, 18, 21 симфонии, Скрипичный концерт. В одном из последних концертов мирного времени звучала «Приветственная увертюра», а в феврале 1945 года состоялось первое исполнение в Свердловске 24 Симфонии.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
3 / 4

3. Прошлое и настоящее

Имя Николая Мясковского связано с деятельностью Уральского струнного квартета (1950-1989). Его «золотой» состав объединял концертмейстеров струнной группы Свердловского государственного симфонического оркестра Льва Мирчина, Льва Тышкова, Георгия Терю и Герца Цомыка.  За годы  работы квартет дал свыше 2500 тысяч концертов в СССР и за рубежом, записал более 100 программ на Всесоюзном и Свердловском  радио, участвовал в съёмках четырёх телефильмов.

В XXI веке их дело продолжили артисты Уральского академического филармонического оркестра, представители уральской струнной школы: Александр Зинченко (1-я скрипка), Юлия Максимова (2 скрипка), Владимир Зинченко (альт), Алексей Кудинов (виолончель). В марте 2021 года их ансамблю, ведущему концертную деятельность с 2011 года, будет присвоено имя Николая Мясковского.

1 / 2
2 / 2

4. Композиторы «круга Мясковского»

Наряду с сочинениями Николая Мясковского, в концертном зале Свердловской филармонии звучали произведения его современников: друга Сергея Прокофьева, учителя Рейнгольда Глиэра, коллеги по Московской консерватории Николая Ракова, соучеников по консерватории Бориса Тищенко и Ивана Дзержинского, а также Вано Мурадели, Дмитрия Шостаковича, Виссариона Шебалина, вместе с Мясковским названных в Постановлении ВКП(б) 1948 года, как авторы музыки «чуждой советскому народу».

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

5. Глиэр, Мясковский и Прокофьев

Николай Мясковский начинает свой творческий путь в 1900-е годы. К поступлению в консерваторию его готовил Рейнгольд Глиэр. Одним из ярчайших впечатлений этих лет молодой композитор называет посещение им репетиции Сергея Рахманинова. Именно там он впервые встречается с Сергеем Прокофьевым – «мальчиком лет одиннадцати в обычной гимназической куртке».

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

 

6. Композитор и друг

Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, Сергей Прокофьев и Николай Мясковский сдружились и продолжали общение до последних дней жизни Николая Яковлевича. Мясковский был едва ли не единственным человеком, к которому Прокофьев относился с почтением и безграничным доверием. К концу 1940-х, пройдя немало испытаний, они поняли, что их взаимоуважение и внимание друг к другу – самое ценное достижение в жизни. Конечно, после творчества.

1 / 2
2 / 2

 

7. Основатель московской композиторской школы

Николая Мясковского по праву называют «основателем московской композиторской школы». Более 30 лет он преподавал в Московской консерватории, выпустив свыше 80 учеников. Многих композиторов ХХ века можно считать его музыкальными «детьми» или «внуками». «Творите неустанно!» — призывал их Мясковский.

Какими бы разными не были его воспитанники, все они отличались фанатичным трудолюбием, которое преодолевало всё. Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из его учеников нашёл свой стиль, жанр, интонацию и свой путь к слушателю.

В Свердловской филармонии также звучали сочинения выпускников «класса Мясковского»: Варвары Гайгеровой, Арама Хачатуряна, Бориса Шехтера, Владимира Юровского,  Бориса Чайковского, Дмитрия Кабалевского, Сергея Разоренова, Андрея Эшпая, Карена Хачатуряна, Германа Галынина, Николая Пейко, Бориса Гибалина  …

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8

 

8. Мясковский и ученики

«Николай Яковлевич учил нас музыке, учил культуре композиторского труда и попутно связывал все это со многими явлениями в классическом и современном искусстве», – вспоминал Арам Хачатурян. Его племянник, Карен Хачатурян, тоже учившийся у Николая Мясковского, сохранил воспоминания о последних днях Учителя:

«Окна в комнате были закрыты, был полумрак, и, войдя с улицы, я не сразу заметил Николая Яковлевича. “Карен, — произнес Николай Яковлевич, — я здесь”. Я подошел к нему и взял его за руку. Рука была тонкая, как спичка. Я невольно отдернул свою руку, а Николай Яковлевич сказал:

— Что? Испугались?
— Николай Яковлевич, — сказал я, — Вы очень похудели.
— Всё, дорогой, всё, — ответил Мясковский».

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

 

9. Мясковский и ученики. Продолжение

В 1929 году Московскую консерваторию у Николая Мясковского оканчивает Дмитрий Кабалевский. В 1938 году в Свердловске с большим успехом проходит его авторский концерт, где в исполнении автора звучал Второй фортепианный концерт.

В период Великой Отечественной войны Кабалевский вместе с Союзом композиторов был эвакуирован в Свердловск, и преподавал в Уральской консерватории, а начиная с 1956 года, неоднократно приезжал с авторскими концертами.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

10. Начало уральской композиторской школы

Первым выпускником Уральской консерватории по классу композиции стал Борис Гибалин. Окончив консерваторию с отличием, он, по совету Р. Глиэра, поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Николая Мясковского. К 100-летию со дня рождения Учителя Гибалин написал симфоническую поэму «Посвящение», исполненную в Свердловске 8 апреля 1981 года под управлением Андрея Чистякова.

Так же, как и Мясковский, Гибалин посвятил себя преподавательской деятельности. В числе выпускников Бориса Дмитриевича – известный уральский композитор Сергей Сиротин, а среди консерваторских педагогов – основоположник уральской композиторской школы Виктор Трамбицкий, у которого позже учились Владислав Казенин и Вадим Биберган.

1 / 9
2 / 9
3 / 9
4 / 9
5 / 9
6 / 9
7 / 9
8 / 9
9 / 9

11. Искусство нового времени

«Помимо произведений русской и западноевропейской классики в репертуаре оркестра, с самого начала его концертной деятельности, была широко представлена советская музыка, – читаем в филармонической хронике 1960-х годов. – Новые симфонии Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского, Хачатуряна, Трамбицкого и других советских авторов неизменно находили чутких истолкователей в лице артистов молодого свердловского оркестра. Это внимание к новым произведениям советских авторов помогало установлению тесных личных контактов с композиторами СССР».

Свердловские премьеры произведений советских композиторов нередко звучали в авторском исполнении или же доверялись музыкантам – её чутким интерпретаторам: Эмилю Гилельсу, Давиду Ойстраху, Льву Оборину, Юлиану Ситковецкому, Михаилу Фихтенгольцу, Мстиславу Ростроповичу, Святославу Кнушевицкому, Анатолию Ведерникову, Якову Флиэру, Лазарю Берману, Наталье Шаховской…

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8

12. Репертуар первых гастролей

Музыку современных авторов Симфонический оркестр Свердловской филармонии активно включал и в гастрольные программы. Летом 1951 года он впервые выступал в Москве, где представил сочинения уральских композиторов. Спустя четыре года коллектив вновь побывал в столице с программой музыки Дмитрия Кабалевского, Николая Пейко, Виталия Гевиксмана, Рейнгольда Глиэра.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

13. Новое искусство «Уральских самоцветов»

В 1960-е годы Свердловская филармония инициировала создание Свердловского областного музыкального фестиваля «Уральские самоцветы», где исполнялись премьеры сочинений советских композиторов: «Сны революции» Владимира Рубина, «Казнь Степана Разина» Дмитрия Шостаковича, «Весенняя кантата» Георгия Свиридова, и проходили авторские концерты композиторов Владимира Юровского и Андрея Эшпая. С 1964 по 1973 годы в Свердловске прошло шесть таких фестивалей.

В наши дни традицию «Уральских самоцветов» продолжает Международный музыкальный фестиваль «Евразия», в программе которого много новой музыки и обязательно звучит произведение, созданное по заказу Уральского академического филармонического оркестра. С 2006 года Свердловская филармония проводит Открытый конкурс композиторов на создание симфонической музыки для детей «Петя и Волк», итоги которого, традиционно, оглашаются на Симфоническом форуме России в Екатеринбурге.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
4 / 5

14. Масштабная премьера

В 1961 году в Свердловске под управлением Марка Павермана прозвучала «Патетическая оратория» Георгия Свиридова. Впервые в РСФСР она была исполнена «расширенным составом», собрав более 500 музыкантов на одной сцене: Свердловский симфонический оркестр под руководством Марка Павермана, Республиканскую русскую хоровую капеллу, объединённый хор коллективов Свердловска, состоящий из хоров Государственного университета, Уральской консерватории, Уральского политехнического института и городского молодёжного хора. На премьере оратории присутствовал сам автор.

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8

15. Фестивали современного искусства

«Трудно назвать хотя бы одно значительное произведение советских композиторов, которое не было бы исполнено оркестром», – отмечал в 1971 году художественный руководитель Свердловской филармонии Владимир Демьяненко. В то время в филармонических сезонах звучали произведения композиторов всех союзных республик, а Симфонический оркестр Свердловской филармонии называли «творческой лабораторией советского симфонизма на Урале». Но и после распада СССР, интерес к новой музыке не угас. Знаменательным для филармонии стал 1990 год, когда состоялся Первый фестиваль, посвящённый творчеству Софии Губайдуллиной. Вслед за ним последовали проекты, связанные с музыкой Валентина Сильвестрова, Авета Тертеряна, Гии Канчели…

В XXI веке эту традицию продолжили монографические фестивали нового времени. В их числе – проект «Мясковский. Диалоги», посвященный 85-летию Свердловской филармонии и возвращающий к памятным страницам истории одной из старейших концертных организаций страны.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!