Description
«Самый великий из живущих» – этот официальный титул с начала нового века принадлежит композитору и дирижеру, обладателю множества самых престижных международных наград, орденов и званий, почетному доктору 17 университетов, почетному члену многочисленных музыкальных академий и ассоциаций Кшиштофу Пендерецкому. В Венском Музикферайн его портрет соседствует с портретами Шуберта, Брамса, Мравинского. Более полувека музыка Пендерецкого звучит на разных континентах в исполнении самых известных артистов, оркестров, театров.
Первое сочинение он написал в 10 лет – для себя и своей скрипки. В 28 – впервые участвовал в композиторском конкурсе, где трем его произведениям, представленным анонимно, были отданы три призовых места.
Вершиной авангардного творчества Пендерецкого стало сочинение для 52 струнных инструментов «8'37» (1960), известное как «Плач по жертвам Хиросимы». Эта «музыка не для прослушивания» прозвучала в эфире крупнейших радиостанций мира и произвела фурор в кинематографе – как идеальное средство усиления ощущения угрозы и страха («Сияние» Стэнли Кубрика).
Пендерецкий по-своему отреагировал на невероятный успех: «Я должен был доказать, что у меня есть индивидуальность, что я пишу музыку, какую никто другой не напишет. Многие из тех, кто пошел за авангардом, не осмелились вернуться назад. А я осмелился». И первым спустя 200 лет после И.С. Баха обратился к жанру пассионов.
«Страсти по Луке» (1965) – эпохальное произведение Кшиштофа Пендерецкого. Писалось по заказу Deutsche Rundfunk, но вышло и на Harmonia Mundi, и на Philips. Одну из пластинок автор подарил Дмитрию Шостаковичу и был сражен ответом: «Это самое грандиозное сочинение XX века. Твой Дмитрий».
Обладатель «Грэмми» за лучшую современную классическую композицию, «Грэмми» за лучшее инструментальное сольное исполнение, «Грэмми» Попечительского совета «Грэмми» и сегодня остается одним из самых почитаемых и исполняемых композиторов планеты.
«Музыка для меня является необходимостью, потребностью и средством общения с другими».
Творения Кшиштофа Пендерецкого рождаются в 80 километрах от Кракова, в отреставрированном композитором дворце XVIII века, принадлежавшем когда-то сестре великого польского художника Яцека Мальчевского. Дворец окружает прекрасный сад с лабиринтом, где на 32 гектарах растут посаженные композитором 1800 сортов деревьев.
В честь рождения первой внучки композитор разбил аллею молодых дубов. А собственному саду посвятил одно из своих самых романтических творений – Восьмую симфонию.
«Одно, даже самое красивое, дерево – это еще не парк. Нужно ждать полвека или больше, пока вырастут деревья и точно представлять, как он будет выглядеть через 100 лет. Это как симфония — сочиняя ее за столом, нужно точно представлять, как она будет звучать».
«Только я один знаю, как должно развиваться во времени звучание моего произведения и могу довести отдельные элементы композиции до идеального образа», потому что «воображение гораздо более богато, чем возможность записи. Дирижируя собственным произведением, ты как бы возвращаешься к тому, что было потеряно во время работы над сочинением. Мне кажется, что с этой точки зрения композитор является самым лучшим исполнителем».
С 2003 года маэстро возглавляет оркестр Симфония Варсовия. В статусе приглашенного дирижера он сотрудничал с Филармоническим оркестром Северогерманского радио и Симфоническим оркестром Лейпцигского радио; стоял за пультом самых известных польских симфонических коллективов, а в последние сезоны работал с Симфоническим оркестром Пражского радио, Национальным оркестром Испании, Симфоническим оркестром Галиции, Веймарской государственной капеллой, Симфоническим оркестром Берлинского радио, Зальцбургским симфоническим оркестром Моцартеум. Он является композитором-резидентом Дрезденской филармонии, где готовит к премьере свою новую симфонию.
В 2014 году снят полнометражный документальный фильм о творчестве и жизни Пендерецкого «Кшиштоф Пендерецкий. Путь через лабиринт» (режиссёр Анна Шмидт).
The concert program
- Пендерецкий. Симфония № 4
- Пендерецкий. Гимн святому Адальберту
- Пендерецкий. Слава Святому Даниилу, князю Московскому