Description
Новогодняя пора – время отдохновения и радости, ожидания чуда и благоговения, связанного с таинством Рождества. Программа концерта отдает дань русской и западной культурам, обращаясь и к славянской традиции. Жанр колядок знаком современному человеку, прежде всего, пообряду колядования, связанному с языческим культом плодородия. В концерте также прозвучат «христославные» колядки – славянский аналог западных гимнов о Рождении Христа.
Романсы Алябьева, Варламова и Рубинштейна отсылают к традиции любительского музицирования в России XIX века. «Соловей» с неизменным успехом исполняется уже почти 200 лет и обрел многочисленные вариации. Внезапные переходы от лирики к танцевальности и мятежности символизируют в музыке Александра Алябьева контрастные состояния русской души. Другой популярный вокальный опус – дуэт Антона Рубинштейна «Горные вершины», написанный прославленным пианистом, дирижером и композитором на стихи Лермонтова. Целый ряд романсов, близких к народной песне, оставил Александр Варламов, известный современникам как певец и вокальный педагог.
У европейского Рождества – свои обычаи. В английской средневековой традиции популярным жанром были кэрол (carol) – рождественские песни, совмещающие черты духовного гимна и народной баллады. Их распевали на улицах во славу Христа, и в припеве обычно звучали возгласы радости. Вдохновленный старинной традицией, Бенджамин Бриттен создал цикл «A Ceremony of Carols» (наиболее точно переводится как «Обряд кэрол»), взяв за основу тексты анонимных кэрол, стихи английских авторов XIV–XVI веков и окружив их католическими рождественскими хоралами.
Новогодняя пора – время незабываемых путешествий. О культуре «танго нуэво» напомнит «Libertango» полюбившегося всему миру аргентинца Астора Пьяццоллы. А номера из цикла «Цыганское романсеро» представят творчество Марио Кастельнуово-Тедеско – итальянца, эмигрировавшего в США, но никогда не забывавшего о своих испанских корнях. Музыка этого гитарно-хорового сочинения, созданного на стихи Ф. Гарсиа Лорки из «Поэмы о канте хондо», передает колорит андалусийского фламенко. Отдохновением от всех забот звучит неаполитанская песня «Funiculi, funicula», написанная в связи с открытием первого подъемника на гору Везувий. С успехом выполнившие рекламный заказ журналист Пеппино Турко и композитор Луиджи Денца заверяют слушателя, что фуникулер избавит каждого от обид и губительных страстей и поманит прекрасными далями Франции и Испании.
The concert program
Pavel Petrenko
Video
Подробнее в новости: «Симфонический хор ждет «Восьмое чудо света»
Фрагмент концерта 8 июня 2019 года в программе I Уральского культурного форума
Уральский академический филармонический оркестр
Симфонический хор Свердловской филармонии
Дирижер – заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко
Солист – Алексей Фролов (бас)