Продолжительность 60 минут
Description
Итальянское каприччио, op. 45 (1880)
После того, как известная русская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк стала оказывать Чайковскому регулярную и значительную материальную помощь, композитор смог осуществить свое заветное желание – побывать за границей, в частности, в Италии. Там в один из своих приездов он задумал новое оркестровое сочинение, которое мыслил как «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». «Как бы ни странно проявлялось веселие здешней толпы, но оно искренне и непринужденно… Оно вдыхается в здешнем воздухе, теплом, ласкающем… Итальянской фантазии можно предсказать хорошую будущность, – сообщает Чайковский в письме к Н. фон Мекк. – Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на улицах».
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль мажор, op. 44 (1880)
I. Allegro brillante e molto vivace
II. Andante non troppo
III. Allegro con fuoco
Второй, сверхсложный, фортепианный концерт Чайковского звучит со сцены намного реже, чем его знаменитый старший собрат: не каждый пианист отважится сразиться со столь виртуозной партией фортепиано. Первая часть – блестящий марш с уникальным числом фортепианных соло: девять раз солист надолго остается без сопровождения оркестра. Зато во второй части наравне с фортепиано солируют скрипка и виолончель, образуя трио. Завершается концерт стремительным финалом. Премьера прошла в Нью-Йорке 12 ноября 1881 года. В Москве сочинение впервые исполнил 30 мая 1882 года Сергей Иванович Танеев, дирижировал Антон Григорьевич Рубинштейн.
The concert program
- Чайковский. Итальянское каприччио
- Tchaikovsky. Piano Concerto no.2
Лисс Дмитрий
Video
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.