Description
Римский-Корсаков. «Шехеразада», симфоническая сюита, ор. 35 (1888)
I. Largo maestozo. Allegro non troppo. («Море и Синдбадов корабль»)
II. Lento. Andantino. («Рассказ Календера царевича»)
III. Andantino guasi allegretto. («Царевич и Царевна»)
IV. Allegro molto. Allegro molto e frenetico. Allegro non troppo e maestoso. Lento («Багдадский праздник. Море; корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение»)
Тема Востока была одной из любимых в русской музыке XIX века. Этот сказочный мир раскрывали Глинка в опере «Руслан и Людмила», Бородин в опере «Князь Игорь»… Одной из наиболее ярких «восточных» партитур стала «Шехеразада» Римского-Корсакова.
В ее основу композитор положил некоторые из арабских сказок сборника «1001 ночь». Партитуре композитор предпослал программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».
Все эпизоды, герои, музыкальные темы сюиты объединены образом пленительной рассказчицы – Шехеразады. Во вступлении ее тема, исполненная скрипкой соло, соседствует с темой грозного и властного султана Шахрияра.
В первой части Шехеразада рассказывает о моряке Синдбаде. Изобразить море так красочно и точно Римскому-Корсакову помогли его воспоминания о морских путешествиях.
Во второй части Шехеразада передаёт ему слово новому персонажу – царевичу, который рассказывает о своих фантастических приключениях.
Третья часть, самая лирическая в сюите, – это своего рода любовный дуэт. Самая яркая часть сюиты – темпераментный финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей.
В музыке произведения сверкает оркестровыми красками пестрая мозаика различных национальных стилей (восточного, испанского, славянского). Дебюсси и Стравинский считали «Шехеразаду» предтечей музыкального импрессионизма.
The concert program
- Rimsky-Korsakov. Scheherazade