81 Шехеразада

14 July 2019, Sunday, 11:00, Grand Hall of Sverdlovsk Philharmonic, Yekaterinburg, Екатеринбург
Symphony orchestra

Description

Римский-Корсаков. «Шехеразада», симфоническая сюита, ор. 35 (1888)

I. Largo maestozo. Allegro non troppo. («Море и Синдбадов корабль»)
II. Lento. Andantino. («Рассказ Календера царевича»)
III. Andantino guasi allegretto. («Царевич и Царевна»)
IV. Allegro molto. Allegro molto e frenetico. Allegro non troppo e maestoso. Lento («Багдадский праздник. Море; корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение»)

Тема Востока была одной из любимых в русской музыке XIX века. Этот сказочный мир раскрывали Глинка в опере «Руслан и Людмила», Бородин в опере «Князь Игорь»… Одной из наиболее ярких «восточных» партитур стала «Шехеразада» Римского-Корсакова.

В ее основу композитор положил некоторые из арабских сказок сборника «1001 ночь». Партитуре композитор предпослал программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Все эпизоды, герои, музыкальные темы сюиты объединены образом пленительной рассказчицы – Шехеразады. Во вступлении ее тема, исполненная скрипкой соло, соседствует с темой грозного и властного султана Шахрияра.

В первой части Шехеразада рассказывает о моряке Синдбаде. Изобразить море так красочно и точно Римскому-Корсакову помогли его воспоминания о морских путешествиях.

Во второй части Шехеразада передаёт ему слово новому персонажу – царевичу, который рассказывает о своих фантастических приключениях.

Третья часть, самая лирическая в сюите, – это своего рода любовный дуэт. Самая яркая часть сюиты – темпераментный финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей.

В музыке произведения сверкает оркестровыми красками пестрая мозаика различных национальных стилей (восточного, испанского, славянского). Дебюсси и Стравинский считали «Шехеразаду» предтечей музыкального импрессионизма.

 

 

The concert program

  • Rimsky-Korsakov. Scheherazade
Исполнители
Интересное с прошлых концертов
День 5: Уральский молодежный симфонический оркестр
II Симфонический форум России (2012)
 
Уральский молодежный симфонический оркестр
Дирижер – лауреат международного конкурса Энхэ
ОТВ: Как звучит молодежный симфонический оркестр? (14.08.12)
All video recordings
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!