17 Странники барокко

12 July 2019, Friday, 17:15, Камерный зал филармонии, Екатеринбург

Description

В летопись музыкальной культуры Доменико Скарлатти вошел, прежде всего, как создатель виртуозного клавесинного стиля. Отец, Алессандро Скарлатти, заставил его уехать из родного Неаполя: «Мой сын – орел, у которого выросли крылья…» Концертирующего виртуоза-клавесиниста Скарлатти узнала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид – такова неполная география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному исполнителю покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, выказывали расположение талантливые коллеги.

Не мог усидеть на одном месте и его современник – Георг Фридрих Гендель: не позволяли бурность и широта души, жажда самореализации, стремление отвоевать достойное место под солнцем. Он оставил родной Галле и отправился сначала в Гамбург, а затем покорять Италию – Флоренцию, Венецию и Рим. Успех был таков, что Генделя наперебой стали приглашать любители музыки со всех сторон, в том числе и из Англии. Там он и обосновался, став главным «поставщиком» музыки для королевского двора. Композитор, то добивался здесь необыкновенных успехов, то терпел фиаско, а в 1727 году принял английское гражданство.

Если Англия была самой демократической и свободной страной Европы, то самым вольным европейским городом была Венеция – как Амстердам в последней трети XX века. В Венеции и произошла встреча двух мастеров – Генделя и Скарлатти. На карнавале, на «концертной площадке» Гендель – как и полагается, в маске – играл на клавесине.

Доменико Скарлатти, сам великий знаток и мастер этого искусства, оказался среди слушателей и сказал всем присутствующим: «этот клавесинист просто не может быть никем иным, как только знаменитым Саксонцем» (так Генделя называли в Италии). С этого момента Скарлатти и Гендель подружились – их объединил возраст и общность музыкальных интересов. Скарлатти до конца своих дней сохранил восторженную память о Генделе.

The concert program

  • Гендель. Сюита № 5 «Гармонический кузнец»
  • Скарлатти. Четыре сонаты
  • Гендель—Кемпф. Менуэт соль минор
  • Гендель. Чакона соль мажор
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!