Description
Дебюсси. Симфония си минор
Два дня назад ко мне приехал пианист из Парижа, только что окончивший курс консерватории с первой наградой. Я его выписала для летних занятий с детьми. Этот юноша играет хорошо со стороны виртуозности, техника у него блестящая…», – писала в 1880 году Петру Ильичу Чайковскому меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк. Речь в письме шла о Клоде Дебюсси.
Трижды Дебюсси получал приглашение от Мекк – вместе с ее семьей он путешествовал по Италии, гостил у нее в России, участвовал в её домашних концертах, играл по ее желанию Чайковского, Глинку, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. В распоряжении Дебюсси была ее огромная нотная библиотека.
Во время этих визитов между Дебюсси и дочерью Н.Ф. фон Мекк, Соней, зародилась взаимная симпатия, которая постепенно переросла в более серьезное чувство. Попытка Дебюсси просить руки Сони окончилась резким отказом фон Мекк: «Дорогой месье... Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...». Дебюсси со скандалом был выставлен за дверь.
Отъезд был столь поспешным, что молодой композитор даже не успел забрать свои вещи, в том числе – некоторые сочинения. Об одном из них стало известно только после его смерти. В 1933 году московский профессор математики К. Богушевский – страстный библиофил, приобрел у букиниста груду рукописных нот. Среди разрозненных листов оказалась нотная тетрадь с надписью на французском: «Ашиль Дебюсси, Симфония си минор для фортепиано в 4 руки». Сочинена она была в России, во время проживании у Надежды фон Мекк.
В этой очень небольшой симфонии можно уловить близость к русской музыке, но в ней уже заметен неповторимый стиль Дебюсси.
Вскоре советское Музыкальное издательство опубликовало эту найденную симфонию. Позже она была оркестрована американским композитором и аранжировщиком Тони Финно.
По материалам Александра Семенихина,
научного сотрудника МУК Музей Подолье
и Татьяны Дудиной «20 новелл из истории дома»
Гуле. Шоколадная симфония (2012)
- Карамельный шоколад. Тягучая лирическая мелодия, сопровождаемая богатой и обволакивающей звучностью.
- Темный шоколад. Экспрессивная хабанера желания и соблазнения, приправленная диссонансом горечи.
- Мятный шоколад. Деликатная свежесть с ледяными звучностями.
- Кофейный шоколад. Эспрессо с бразильским вкусом.
«Шоколадная симфония» современного канадского автора Максима Гуле – оркестровая сюита в четырех частях, каждая из которых посвящена определенному вкусу шоколада. У каждого вкуса – своя музыка.
Премьера произведения состоялась в Канаде, после чего «Шоколадная симфония» звучала в Чехии, Франции, США, Аргентине, Бразилии, Новой Зеландии.
Гласс. Квартет № 3 «Mishima»
Квартет основан на музыке к кинофильму Пола Шредера «Мисима: жизнь в четырех главах» (1984) о выдающемся японском писателе Юкио Мисиме, отдавшем жизнь за свои убеждения. Сюжет фильма представляет собой историю о том, как 25 ноября 1970 года писатель вместе с соратниками из «Общества щита» отправляется на базу сухопутных войск сил самообороны в Итигая. Тяжело переживая, что богатейшая история Японии, история традиций, ритуалов, чести самураев и религии уступила в послевоенный период место гонке за деньгами, он намерен призвать солдат совершить государственный переворот. По пути Мисима вспоминает свою жизнь и ее влияние на его произведения. С четырьмя единомышленниками он берет в заложники генерала, требует построить личный состав и выступает перед собравшимися с воззванием. Однако речь писателя не воспринимается солдатами всерьез, и Мисима, осознав безвыходность положения, совершает обряд харакири. Фильм получил специальную награду за лучший художественный вклад на Каннском кинофестивале 1985 года.
Пол Шредер о работе Гласса над музыкой к фильму: «Не было никаких сомнений в том, что Гласс станет идеальным композитором для "Мисимы", мозаичной кинобиографии. Мне нужна была партитура, которая объединила бы разрозненные элементы фильма и создала в нем общее движение, ясную, целостную композицию. Я дал ему сценарий и все материалы о "Мисиме". Филипп с энтузиазмом откликнулся, и после нескольких встреч и поездки в Токио написал партитуру по сценарию как по либретто. Гласс смотрит на музыку в фильме как на самостоятельный элемент. Его "Мисима" в одинаковой мере и служит фильму, и стоит особняком».
Саундтрек Филипа Гласса к рассказу Шредера о жизни японского автора Юкио Мисима – одна из его самых сильных ранних партитур, которая содержит его индивидуальность.
The concert program
- Гуле. «Шоколадная симфония»
- Дебюсси. Симфония си минор
- Гласс. Струнный квартет № 3 «Мисима»