Откройте тайны, скрытые за первым рядом партитур!
Концерт в двух отделениях (105 минут)
Description
Центральное сочинение программы — «Большая» симфония Франца Шуберта (1828). После знаменитой «Неоконченной» последовала Девятая, о которой мир узнал благодаря Роберту Шуману. Он обнаружил симфонию десять лет спустя после смерти Шуберта и был восхищён, расслышав в ней «Вену со своим собором святого Стефана, красивыми женщинами, со всем своим блеском, опоясанную бесчисленными лентами Дуная, раскинувшуюся в цветущей долине, которая постепенно переходит во всё более и более высокие горы... Очаровательный ландшафт, встающий перед глазами, заставляет звучать струны, которые иначе никогда не зазвучали бы в нас...»
Сто лет спустя, в 1928, Арнольд Шёнберг, сознательно отказавшийся в своих сочинениях от общепринято «красивого», создал изумительное переложение для оркестра органной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха. Никто прежде не отваживался на такое! Но Шёнберг на то и Шёнберг, чтобы говорить в искусстве лишь то, что не было сказано до него.
Очаровательное Концертино для кларнета и фагота (1947) Рихард Штраус написал для старого друга, главного фаготиста Венской филармонии. Произведение — яркий пример того, что друзьям-музыкантам авторы рассказывают совсем не то, что пишут в пояснениях для публики. В официальной версии фигурируют Одиссей и царевна Навсикая, а в шуточном послании другу программа выглядит так: «танцующая принцесса (кларнет) поначалу напугана танцем медведя (фагот), подражающего ей. Но в конце концов она соглашается потанцевать с ним вместе, после чего он превращается в принца. И жили они долго и счастливо...»
The concert program
- Бах—Шёнберг. Прелюдия ми-бемоль мажор
- Штраус Р. Дуэт-концертино для кларнета, фагота и оркестра
- Шуберт. Симфония № 9 «Большая»