Концерт в одном отделении (60 минут)
Description
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор — одно из последних сочинений Моцарта, написанное им для друга — известного австрийского кларнетиста Антона Штадлера. Создано со свойственной композитору быстротой — за девять дней, а спустя еще девять — впервые исполнено в Праге и в Германии, куда Штадлер отправился на гастроли.
Первоначально концерт задумывался для бассетгорна — редкой разновидности кларнета, распространённой в масонской среде. Антон Штадлер, состоявший в одной с Моцартом масонской ложе, виртуозно владел этим инструментом. Однако почти сразу произведение закрепилось в репертуаре кларнетистов и было издано именно в таком варианте.
Сороковая симфония Моцарта — одно из самых знаменитых произведений в этом жанре. Она стала второй из трех последних симфоний, написанных одна за другой летом 1788 года. Сороковая стоит особняком в творчестве композитора из-за своего почти романтического звучания. Ее часто сравнивают с романом В. Гете «Страдания молодого Вертера». Будучи «современниками», эти сочинения отразили повышенную эмоциональность, вызванную историческими реалиями эпохи Просвещения. Симфония стала гениальной предвестницей многих романтических страниц в музыке XIX века.
В ней Моцарт впервые позволил себе будто напрямую общаться со слушателем. Его искренность и открытость в корне отличалась от принятой в то время холодной концертности и академичности. Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний, симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека и неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. При этом в ней сохраняется общий деликатный и галантный стиль, соответствующий XVIII веку.
Первая часть начинается с изложения основной темы — трепетной, взволнованной, с оттенком скорби. Вторая часть спокойна и задумчива. Менуэт, почти лишенный танцевальности, превращен в наиболее строгий и собранный фрагмент цикла. Финал перекликается по характеру образов с первой частью, а благодаря стремительному движению и лаконичной форме, обретает характер объективного повествования.
The concert program
- Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, KV 622
- Mozart. Symphony No. 40