Концерт в одном отделении (45 минут)
Description
В 1879 году Сметана завершил цикл из шести симфонических поэм «Моя родина». Ещё при жизни автора сложилась традиция исполнения поэм по отдельности, сохранилась она и поныне.
Одна из частей цикла воспевает живописную реку Влтаву, по обоим берегам которой раскинулась чешская столица. Композитор предпослал этой поэме словесную программу: «Это сочинение рисует путь Влтавы. Оно подслушивает её два первых истока, холодный и тёплый, следует затем к месту объединения двух ручьёв и по течению Влтавы — по широким лугам и рощам, по равнинам, где жители как раз справляют весёлый праздник. В серебристом свете луны русалки водят хороводы, высятся гордые крепости, замки и славные руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится на Святоянских порогах, течёт широким потоком далее к Праге, крепость Вышеград внезапно вырастает на её берегу. Влтава величественно стремится дальше, исчезает из виду и, наконец, вливается в Лабу (славянское название Эльбы)».
В первой половине XIX века начался стремительный взлёт пианизма, вызванный значительным расширением концертной жизни и познанием выразительных возможностей фортепиано. Также, как и большинство композиторов этого времени (Лист, Шуман), Шопен (1810–1849) сначала должен был заявить о себе как пианист-виртуоз, и только потом — как композитор.
Роберт Шуман говорил: «Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». Отточенные интонации и моцартовски-совершенные формы проникаются духом романтизма. Фортепиано у Шопена — не соперник оркестра, это романтический герой, полностью владеющий вниманием публики.
Второй концерт создан молодым автором ещё в годы учёбы в варшавской Высшей школе музыки. Произведение было высоко оценено современниками и надёжно закрепилось в современном репертуаре благодаря своей юношеской поэтичности, мелодической красоте и блестящей фортепианной технике.
The concert program
- Сметана. Симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина»
- Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор