Концерт в одном отделении (50 минут)
Description
«Героическая» симфония Людвига ван Бетховена открыла не только центральный период в творчестве самого Бетховена (1770–1827), но и новую эпоху в истории симфонической музыки. Стало возможным говорить о симфонизме, который подразумевает диалектику развития художественных образов, их противоборство в процессе роста и утверждения центральной идеи произведения. «Начиная с Бетховена нет такой новой музыки, которая не имела бы внутренней программы», — так Густав Малер спустя столетие определил вклад композитора, впервые наделившего симфонию дыханием общечеловеческих, философских идей.
Композитор, будучи убеждённым республиканцем, намеревался посвятить сочинение Наполеону. Один из учеников Бетховена вспоминал: «Эта симфония была задумана в связи с Бонапартом, когда он был ещё первым консулом. Бетховен ценил его исключительно высоко. Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; на заглавном листе стояло слово „Буонапарте“... Я был первым, принёсшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришёл в ярость и воскликнул: „Этот — тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!“. Бетховен схватил заглавный лист, разорвал его и швырнул на пол». Новый титул симфонии гласил: «Eroica» («Героическая»).
По словам Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции».
Во второй части впервые место певучего Andante занимает похоронный марш. Утвердившийся во время Французской революции для массовых действ на площадях Парижа, этот жанр превращается у Бетховена в грандиозную эпопею, вечный памятник героической эпохе борьбы за свободу.
Третья часть: вместо полагающегося менуэта — стремительное героическое скерцо.
Финал симфонии, который русский критик А. Серов сравнивал с «праздником мира», — величественный героический апофеоз.
The concert program
- Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»