Концерт в одном отделении (50 минут)
Description
С 1770 года 19-летний Моцарт, блестяще владевший искусством скрипичной игры, занимал пост концертмейстера в капелле зальцбургского князя-архиепископа, и ему предстояло потрудиться на благо своего «служебного инструмента». Глубоко изучив концерты итальянских композиторов, с апреля по декабрь 1775 года композитор создал сразу пять скрипичных концертов. Наибольшую популярность в исполнительской практике обрели последние три, в которых «веет новым, индивидуальным духом, духом Моцарта» (Альфред Эйнштейн).
Окончание работы над Третьим концертом датируется 12 сентября, тогда как Второй концерт Моцарт написал в июне. Эйнштейн изумлялся этому скачку в композиторском росте: «Что же произошло за те три месяца, которые отделяют появление Третьего концерта от Второго? Этого никто не знает. Но внезапно всё стало значительно глубже и богаче: вместо обычного Andante — словно спустившееся с неба Adagio... Неожиданно здесь „заговорил“ весь оркестр, вступая в новые, более проникновенные отношения с солистом. Нет, если есть чудо в творчестве Моцарта, то это — создание такого Концерта».
Собственно моцартовское во многом проявляется в «сюрпризах». К таковым относятся, например, страстная реплика солиста в конце второй части, а в финальном Рондо — «две-три юмористические, незлобивые цитаты явно французского происхождения» (Эйнштейн) и «последнее слово», отданное духовым инструментам. Имея в виду использованную в финале народную танцевальную мелодию, сам Моцарт называл этот концерт «Страсбургским».
Первую из своих 104 симфоний Гайдн создал в 1759 году, последнюю — в 1795. В его творчестве этот жанр прошёл путь от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к обобщённой «картине мира», в которой разные стороны жизни — драматические, философские, юмористические, лирические — приведены к единству и равновесию.
Идеальные пропорции и золотые стандарты сочинения во всех классических жанрах Гайдн искал, находясь на службе у князя Эстерхази, — год за годом в течение 29 лет. Он руководил капеллой музыкантов, которая исполняла все его произведения. Со службой у князя связывают название 45-й симфонии. Однако, единого объяснения того, почему она именуется «Прощальной», нет. По одной версии, музыкантам капеллы задержали жалованье, и они были готовы покинуть службу; по другой — сам князь собирался распустить капеллу; по третьей — артисты соскучились по своим семьям и жаждали уехать к ним на каникулы... Так или иначе, в финале симфонии применён театральный эффект, за который Гайдна называют не только «отцом» симфонии, но и хеппенинга.
The concert program
- Моцарт. Концерт № 3 для скрипки с оркестром
- Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная»