62. Гайдн. «Прощальная»

3 July 2021, Saturday, 19:15, ТЮЗ - Большой, Екатеринбург
Chamber orchestra

Концерт в одном отделении (50 минут)

Description

С 1770 года 19-летний Моцарт, блестяще владевший искусством скрипичной игры, занимал пост концертмейстера в капелле зальцбургского князя-архиепископа, и ему предстояло потрудиться на благо своего «служебного инструмента». Глубоко изучив концерты итальянских композиторов, с апреля по декабрь 1775 года композитор создал сразу пять скрипичных концертов. Наибольшую популярность в исполнительской практике обрели последние три, в которых «веет новым, индивидуальным духом, духом Моцарта» (Альфред Эйнштейн).

Окончание работы над Третьим концертом датируется 12 сентября, тогда как Второй концерт Моцарт написал в июне. Эйнштейн изумлялся этому скачку в композиторском росте: «Что же произошло за те три месяца, которые отделяют появление Третьего концерта от Второго? Этого никто не знает. Но внезапно всё стало значительно глубже и богаче: вместо обычного Andante — словно спустившееся с неба Adagio... Неожиданно здесь „заговорил“ весь оркестр, вступая в новые, более проникновенные отношения с солистом. Нет, если есть чудо в творчестве Моцарта, то это — создание такого Концерта».

Собственно моцартовское во многом проявляется в «сюрпризах». К таковым относятся, например, страстная реплика солиста в конце второй части, а в финальном Рондо — «две-три юмористические, незлобивые цитаты явно французского происхождения» (Эйнштейн) и «последнее слово», отданное духовым инструментам. Имея в виду использованную в финале народную танцевальную мелодию, сам Моцарт называл этот концерт «Страсбургским».

Первую из своих 104 симфоний Гайдн создал в 1759 году, последнюю — в 1795. В его творчестве этот жанр прошёл путь от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к обобщённой «картине мира», в которой разные стороны жизни — драматические, философские, юмористические, лирические — приведены к единству и равновесию.

Идеальные пропорции и золотые стандарты сочинения во всех классических жанрах Гайдн искал, находясь на службе у князя Эстерхази, — год за годом в течение 29 лет. Он руководил капеллой музыкантов, которая исполняла все его произведения. Со службой у князя связывают название 45-й симфонии. Однако, единого объяснения того, почему она именуется «Прощальной», нет. По одной версии, музыкантам капеллы задержали жалованье, и они были готовы покинуть службу; по другой — сам князь собирался распустить капеллу; по третьей — артисты соскучились по своим семьям и жаждали уехать к ним на каникулы... Так или иначе, в финале симфонии применён театральный эффект, за который Гайдна называют не только «отцом» симфонии, но и хеппенинга.

The concert program

  • Моцарт. Концерт № 3 для скрипки с оркестром
  • Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная»

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»

     

Исполнители

Musica Viva

Художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!