86. Встреча: симфония и концертино

4 July 2021, Sunday, 15:30, Grand Hall of Sverdlovsk Philharmonic, Yekaterinburg, Екатеринбург
Chamber orchestra

Концерт в одном отделении (55 минут)

Description

Шпергер. Симфония «Встреча» австрийского контрабасиста и композитора Иоганнеса Матиаса Шпергера представляет собой комический «перевёртыш» «Прощальной» симфонии Гайдна, во время которой музыканты по очереди покидали свои места. У Шпергера, напротив, симфония начинается с игры двух скрипачей, к которым по ходу развития присоединяются остальные оркестранты.

Имя Шпергера было незаслуженно забыто и начало возвращаться в концертные афиши лишь в последнюю четверть XX века, когда были учреждены «Общество Шпергера» и Международный конкурс контрабасистов, носящий его имя. Между тем, на рубеже XVIII–XIX веков он был одной из ярчайших фигур музыкальной Европы — плодовитый композитор, педагог, артист нескольких придворных оркестров. Но прежде всего Шпергер — первый из австро-немецких контрабасистов-виртуозов, получивший признание как солист. Из всех его сочинений особо выделяются 18 концертов для этого инструмента, оказавшие большое влияние на развитие жанра.

Чешско-австрийский музыкант Николаус Крафт в полной мере продолжил дело своего отца — Антонина Крафта, который тоже был композитором и считался одним из величайших виолончелистов второй половины XVIII — начала XIX веков. Он назвал своего сына в честь принца Николауса Эстерхази, в оркестре которого работал главным виолончелистом под началом Йозефа Гайдна. О Николаусе Крафте доподлинно известно немногое: начав занятия музыкой под руководством отца, в дальнейшем он учился у известного французского виолончелиста и педагога Жана-Луи Дюпора и большую часть своей карьеры провёл в тех же оркестрах, что и его отец. Так, с 1790 года оба Крафта служили в капелле графа Грашалковича в Братиславе, а с 1796 года были главными виолончелистами в капелле князя Лобковица. Проживая в Вене, они были дружны с Бетховеном и участвовали в премьере нескольких его камерных сочинений и симфоний, в частности, Третьей «Героической». Вероятно, наличие в одной семье двух великолепных исполнителей и подвигло Николауса создать своё Концертино для двух виолончелей с оркестром.

Шестая симфония Йозефа Гайдна, известная как «Утро», была написана весной 1761 года, сразу после поступления композитора на службу к князю Эстерхази. Название её происходит от медленного вступления к первой части: крещендо, создаваемое постепенным присоединением инструментов, вызывает ассоциации с картиной рассвета. Созданные вслед за Шестой две следующие симфонии Гайдна получили названия, соответственно, «Полдень» и «Вечер». Тема «времён дня» и «времён года» была популярна в середине XVIII столетия, и вполне вероятно, что Гайдну её предложил сам новый «работодатель» — князь Павел II Антон Эстерхази, располагавший превосходным камерным оркестром.

В симфонии ощутимо влияние стиля итальянского concerto grosso, распространённого тогда при дворах Европы. Гайдновское письмо отличается необычайной виртуозностью и изобилует сольными вставками для многих инструментов, включая даже контрабас и фагот в третьей части. Исследователи предполагают, что, создавая симфонию в таком стиле, Гайдн хотел угодить музыкантам, с которыми ему предстояло работать: исполнители, сыгравшие сложные сольные пассажи, получали тогда финансовое вознаграждение.

The concert program

  • Шпергер. Симфония «Встреча»
  • Крафт. Концертино для двух виолончелей
  • Гайдн. Симфония № 6 «Утро»

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»

     

Исполнители

Musica Viva

Художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!