Концерт в одном отделении (55 минут)
Description
Сюита Грига «Из времён Хольберга» — дань памяти выдающемуся писателю и просветителю, датскому драматургу, уроженцу Бергена, родного города Грига, деятелю датского театра, равно почитаемому в Норвегии и Дании Людвигу Хольбергу (1684–1754). К открытию в Бергене памятника к 200-летию писателя Григ создал хоровую кантату, а к юбилейному концерту — сюиту. Образцом он избрал оркестровые сюиты Баха и Генделя, современников Хольберга.
Цикл традиционно открывает Прелюдия, выдержанная в торжественно-приподнятом тонусе. Баховской модели следуют Сарабанда, Гавот и в особенности Ария, заставляющая вспомнить арии из его кантат и пассионов. Венчает сюиту оживлённый Ригодон.
Серенада на шведские мелодии создана немецким композитором и дирижёром Максом Брухом, который не раз путешествовал по долгу службы и менял места жительства. Обучался он в Бонне и Кёльне, работал в Кобленце, Берлине, Ливерпуле и Вроцлаве, получал почётные звания в Кембриджском университете и Парижской академии искусств.
Но его творческие исследования географии ушли гораздо дальше физических перемещений: «Будучи молодым человеком, я уже учился... фольклору многих народов с большим энтузиазмом, потому что народная песня — это источник, из которого композитор должен постоянно черпать новое», — писал Брух. Так, среди его сочинений есть Сюита на русские народные напевы, Шотландская фантазия и Шотландские песни, Adagio на кельтские темы, Шведские танцы и Серенада на шведские мелодии и другие.
Сюита «Каприоль», основанная на танцевальных мелодиях из старинного трактата о танцах эпохи Возрождения «Орхезография» Туано Арбо (1589), вышла из-под пера британского композитора Питера Уорлока в 1926 году. В 1925 году Уорлок принял участие в британской публикации старинного трактата, а год спустя создал одно из лучших своих произведений, сочетав архаику и современное звучание. Название сочинения связано с именем одного из героев трактата, ведущих диалог о танцах.
«Музыка не может быть старой и новой: это либо хорошая, либо плохая музыка, и время, когда она была написана, не имеет никакого значения», — писал Уорлок. За свою короткую жизнь успел зарекомендовать себя как один из самых талантливых композиторов эпохи, яркий музыкальный журналист и специалист по изучению музыки Елизаветинской эпохи. Его трагическая судьба легла в основу фильма «Голоса из запертой комнаты» (1995).
Своим появлением на свет опера Герщвина «Порги и Бесс» произвела эффект разорвавшейся бомбы: действие происходит в криминальном негритянском посёлке в 1920-е годы, много крови и нешуточных страстей, религиозные чувства, предательство и любовь. И никакого итальянского бельканто — всё передано интонациями, подслушанными у чернокожих певцов, красками их пряного сленга, острыми свинговыми ритмами. Колыбельная Клары «Летняя пора» стала известным джазовым стандартом и соединила в себе элементы блюза и спиричуэлс. Жена бедного рыбака, Клара укачивает ребенка и грезит о недостижимом: «Твой папа богат... Однажды утром ты расправишь крылья и полетишь в небо».
The concert program
- Григ. Сюита «Из времен Хольберга»
- Брух. Серенада на шведские мелодии
- Уорлок. Сюита «Capriol» для струнных (I, II, IV, V, VI части)
- Гершвин. Колыбельная Клары «Summertime» из оперы «Порги и Бесс»