Концерт в одном отделении (45 минут)
Description
В основу сюжета оперы Глинки «Жизнь за царя» легли исторические события 1612 года, связанные с походом польской шляхты на Москву. Победе русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским способствовал подвиг крестьянина Ивана Сусанина. Драматургия оперы опирается на противопоставление двух сфер – русского народа и польских завоевателей. Знаменитую танцевальную сюиту (1836) образуют торжественный полонез, стремительный краковяк, лёгкий вальс и темпераментная мазурка. Они звучат во втором акте оперы, действие которого происходит на торжественном балу в замке польского короля Сигизмунда.
Особую красоту знаменитой опере Александра Бородина «Князь Игорь» придают ориентальные мотивы во втором акте – картины половецкого стана. Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок половецких невольников и невольниц, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.
Модест Петрович Мусоргский – один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. В своем известнейшем сочинении «Ночь на Лысой горе» 1867) он рисует картину шабаша ведьм: их сбор, толки и сплетни, и сам шабаш – дикий, разгульный пляс с воплями, криками и завываниями.
Оценивая свою вызывающую для того времени партитуру, композитор писал: «за это меня бы выгнали из консерватории». Милий Балакирев, глава кружка «Могучая кучка», в котором состоял и Мусоргский, счел произведение неудачным, наотрез отказался исполнять его на концертах и предложил внести серьезные изменения. Но автор настаивал: «Форма и характер моего сочинения российски и самобытны. Тон его горячий и беспорядочный. Я не изменю ничего в общем плане и обработке, тесно связанных с содержанием картины и выполненных искренно, без притворства и подражания».
О написании балета «Петрушка» – «русских потешных сцен», действие которых происходит в России во время масленичного гулянья, Стравинский писал: «Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль… Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи…» Премьера состоялась 13 июня 1911 года в Париже, вызвав признание парижан. Однако в России музыку приняли сурово: она показалась слишком крикливой и грубой. Лишь Николай Мясковский услышал в новом сочинении Стравинского «саму жизнь».
The concert program
- Глинка. Польский акт из оперы «Иван Сусанин»
- Borodin. Prince Igor. Polovtsian dances
- Мусоргский. «Ночь на Лысой горе»
- Стравинский. «Русская» и «Танец кормилиц» из балета «Петрушка»