Концерт-карнавал

23 March 2023, Thursday, 19:00, Grand Hall of Sverdlovsk Philharmonic, Yekaterinburg, Екатеринбург
Chamber music
Пушкинская карта

В руках молодых виртуозов рояль превратится в оркестр, а контрабас отважится оркестр покинуть!

Концерт в двух отделениях (100 минут)

Description

Выступление молодого талантливого контрабасиста Арсения Газизова – уникальная возможность познакомиться с колоритным инструментом, «вынутым» из гигантского оркестрового механизма. Контрабас соло – самая большая редкость на филармонической сцене, хотя в умелых руках он способен заворожить слушателей! Природа «поющего» инструмента прекрасно раскрывается в виолончельной сонате Брамса, переложение которой для контрабаса сделал видный современный музыкант Томас Мартин. Свои виртуозные возможности инструмент продемонстрирует в Интродукции и вариациях на тему итальянской народной песни «Венецианский карнавал» «Паганини» контрабаса Джованни Боттезини.

Фортепиано способно заменить собой целый оркестр в виртуозных транскрипциях Михаила Плетнева и Гвидо Агости. Знаменитые фрагменты балетов «Щелкунчик» Чайковского, «Жар-птица» и «Петрушка» Стравинского исполнит Виталий Петров, о котором сам Сергей Слонимский отзывается как о «талантливом и перспективном молодом пианисте с артистическим темпераментом и хорошим вкусом».

В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Иоганнеса Брамса, считавшего, что «писать музыку не так уж трудно, труднее всего — зачеркивать лишние ноты». Его творческий портрет многогранен: композитор, пианист-виртуоз, аккомпаниатор, дирижер, руководитель хора... А жанровая палитра универсальна: от симфоний и крупных инструментальных концертов до вокальных сочинений. Важное место в наследии композитора занимает камерно-инструментальный жанр, в котором очень ярко проявился его талант художественной детализации образов. Программу концерта откроет Первая соната для виолончели и фортепиано Брамса в переложении для контрабаса и фортепиано американского контрабасиста Томаса Мартина. 
 
Джованни Боттезини — композитор, чьи сочинения являются образцом технической сложности, и вместе с тем, именно с его легкой руки контрабас стали воспринимать как инструмент романтизма. «Нежные, певучие мелодии льются из-под его пальцев; смычок поет то баритоном, то тенором; флажолетные трели льются соловьем и замирают в воздухе...», — писали газеты во время гастролей маэстро в Петербурге в 1866 году. В программе прозвучит его виртуозный «Венецианский карнавал» — Интродукция и вариации на тему итальянской народной песни. 
 
Концертная сюита «Щелкунчик» появилась благодаря предложению выступить с программой собственных сочинений, поступившему Чайковскому от Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества. Композитор предполагал исполнить симфоническую балладу «Воевода», законченную в сентябре 1891 года, но после ее неудачной премьеры об этом не могло быть и речи. «„Воевода“ оказался совершенно неудачным произведением и предан уничтожению. Вместо него я должен непременно появиться на эстраде Музыкального общества с новой вещью — а так как нового у меня теперь только балет, то я выберу несколько нумеров, наиболее подходящих для концерта, и инструментую их так, чтобы к февралю было готово», — написал Чайковский в дирекцию ИРМО. Так 7 марта 1892 года состоялась премьера сюиты «Щелкунчик» под управлением автора. Выдающийся интерпретатор музыки Чайковского, пианист Михаил Плетнев в свою очередь создал виртуозную Концертную сюиту для фортепиано, которая и прозвучит в программе «Поколение NEXT». 
 
Игорь Стравинский — самый яркий композитор-новатор ХХ века, чей творческий путь продолжался шесть десятилетий. Его называли «человеком 1001 стиля» — диапазон его экспериментов охватывал от русского архаичного стиля до авангарда. Его первые сочинения, написанные под руководством Римского-Корсакова, впервые прозвучали в 1906 году. А через несколько лет, после премьер его балетов «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» в «Русских сезонах» Дягилева, Стравинский был признан крупнейшим композитором Европы. В финале вечера прозвучат три фрагмента из балета «Жар-птица», погружающие в мир русских сказок; и три фрагмента из балета «Петрушка», партитура которого была поистине новым словом в жанре балетной музыки, начиная с необычного главного мотива, и заканчивая остроумными интерпретациями народных мелодий.
 
«Поколение NEXT» — часть всероссийского гастрольного проекта «Музыкальная сборная России», объединяющего выступления молодых солистов — недавних международных конкурсов, успешно выступивших в программах Дома музыки. В Свердловской филармонии цикл проходит с 2010 года под собственным названием «Поколение NEXT». 

The concert program

  • Брамс—Мартин. Соната № 1 для виолончели и фортепиано (переложение для контрабаса и фортепиано)
  • Боттезини. Интродукция и вариации на тему песни «Венецианский карнавал» для контрабаса и фортепиано
  • Чайковский — Плетнев. Концертная сюита из балета «Щелкунчик»
  • Стравинский—Агости. Три фрагмента из балета «Жар-птица»: «Поганый пляс Кащеева царства», Колыбельная, Финал
  • Стравинский. Три фрагмента из балета «Петрушка» («Русская», «У Петрушки», «Масленица»)

Концерт проходит в рамках проекта Санкт-Петербургского Дома музыки «Музыкальная сборная России»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!