«Кадровость», «зримость» в кантате – как в кино: слушатель будто «видит» происходящее под действием потрясающего накала эмоций!
Концерт в одном отделении (60 минут)
Description
«Зал темен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла. По экрану бежит картина, а по ручке кресла, нервно вздрагивая, движутся четкие пальцы Прокофьева. Он отбивает такт? Нет. Гораздо больше – закон строения, по которому на экране скрещены темпы отдельных кусков с поступками действующих лиц. На завтра он пришлет мне музыку, которая звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру», – вспоминал Сергей Эйзенштейн.
Работа над «Александром Невским» стала для режиссера большим творческим счастьем. Как и для Прокофьева. Эйзенштейн оказался «тонким музыкантом», а Прокофьев даже специально ездил в Голливуд, чтобы изучить премудрости музыкального оформления фильмов.
«Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль – собрать лучшее, что было в киномузыке, и написать кантату. Ее центр – грандиозная картина «Ледового побоища». Неумолимая вражеская поступь, а в ответ – молодецкая тема «Вставайте, люди русские», дерзкие скоморошьи наигрыши и стремительный ритм скачки русских всадников.
В исполнении масштабного полотна в Свердловской филармонии – нежная лирика женского хора, эпическая грандиозность оркестра и хора мужского!
The concert program
- Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»
- Прокофьев C. Кантата «Александр Невский» для меццо-сопрано, хора и оркестра