«Безоблачность иного, более возвышенного, чуждого нам мира». Густав Малер – о Четвертой симфонии
Концерт в двух отделениях (140 минут)
Description
Четвертая симфония, как и другие сочинения Малера, родилась из песни. В 1892 году композитор сочинил детскую песенку «Мы вкушаем небесные радости» на текст из сборника немецких народных песен «Волшебный рог мальчика». Эта вокальная миниатюра для голоса с оркестром запечатлела детские представления о Рае и стала импульсом к созданию нового произведения – Четвертой симфонии. Песня появляется в финале цикла. Сопрано (но мыслится детский голос) воспевает безмятежность «небесной жизни». Рай предстает карнавальным миром, в котором святые и ангелы прислуживают беднякам: евангелист Лука закалывает для них быка, апостол Пётр ловит рыбу, ангелы пекут хлеб, все в изобилии, и вино не стоит ни гроша.
Малер не раз называл эту симфонию «юмореской», но юмор в ней особого свойства: это единственное спасение от отчаяния.
Знаменитый Реквием Луиджи Керубини, посвященный памяти Людовика ХVI, был заказан композитору к годовщине казни короля и королевы (21 января 1793 года) и впервые исполнен 21 января 1817 года в Париже, в соборе Сен-Дени, где были перезахоронены останки королевской четы. Это произведение яркое, но не театральное: композитор стремился оставаться в рамках литургии. Реквием сразу получил признание современников. Людвиг ван Бетховен ставил его так высоко, что говорил: если ему когда-нибудь доведется писать Реквием, он возьмет за образец сочинение Керубини, более того – по желанию Бетховена именно этот Реквием был исполнен на его похоронах.
The concert program
- Малер. Симфония № 4
- Керубини. Реквием для хора и оркестра до минор
Yekaterinburg Philharmonic Choir
Лисс Дмитрий
Video
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.