Именно музыка помогает раскрыть глубину и противоречивость чувств к любимой — проверено Шуманом!
Концерт в одном отделении (55 минут).
Description
17 серьёзных вариаций (1841) – наиболее значительное из фортепианных сочинений Феликса Мендельсона. Оно создавалось в рамках кампании по сбору средств для возведения бронзовой статуи Бетховена в его родном Бонне. Издатель Пьетро Мекетти попросил Мендельсона внести свой вклад в «Альбом Бетховена», в который также вошли произведения Листа, Шопена и других авторов. Вырученные за него средства пошли на постройку памятника.
Пианист Игнац Мошелес, друг Мендельсона, отмечал: «Я играю Серьёзные вариации снова и снова, каждый раз наслаждаясь их красотой». Это произведение хорошо отражает позицию, которую Мендельсон занимал в музыкальной культуре того времени: свои «Серьёзные вариации» он писал в противовес модным «блестящим» вариациям, заполонившим концертную эстраду. Поэтому его опус отличается, прежде всего, богатством содержания, а не только пианистических приёмов. Торжественная тема напоминает о барочной клавирной музыке и о преклонении Мендельсона перед Бахом. Далее следуют 17 вариаций, миниатюрность которых с лихвой «окупается» их разнообразием. Они то быстры и виртуозны, то обладают мощью à la Бетховен или Брамс, то похожи на рассудительный канон, то переходят в песню, то образуют драматичную кульминацию.
О своей Первой фортепианной сонате Роберт Шуман всегда вспоминал как об очень дорогой ему странице личной жизни, о чём свидетельствуют его слова в переписке: «На ней много следов пролитой когда-то крови». Период написания сонаты (1832–1835) в биографии Шумана был наполнен множеством событий: это и разные стадии дружбы-любви с Кларой Вик, и мимолётное увлечение Эрнестиной фон Фриккен, и смерть брата, вызвавшая глубокое душевное потрясение, и болезнь руки, закрывшая для Шумана карьеру пианиста…
О скрытой «программе» Сонаты № 1 красноречиво свидетельствует посвящение: «Кларе Вик от Флорестана и Эвсебия». Шуман часто подписывал свои рецензии именами этих двух вымышленных персонажей, являвших собою его alter ego. Уже в Интродукции воплощены две образные стихии, о которых композитор «заявляет» в посвящении. Первая тема типично «флорестановская» – взволнованная, страстная; вторая – «эвсебиевская», нежная и лиричная.
Девушка, которой посвящена соната, «присутствует» в ней в виде главной темы Allegro, звучащего после Интродукции. Эта мелодия взята из пьесы авторства Клары Вик и наделена ритмом испанского танца фанданго, придающего ей тревожность. Вторая часть (Ария) – образец задушевной шумановской лирики. Третья часть – Скерцо и Интермеццо – погружает в карнавальную стихию, столь любимую Шуманом. Масштабный бурный финал как нельзя ярче демонстрирует необузданную эмоциональность романтической музыки, под воздействием которой традиционные рамки сонаты «трещат по швам».
Шуман. Соната для фортепиано № 1 фа-диез минор, op. 11:
1. Интродукция: Un poco adagio – Allegro vivace
2. Ария
3. Скерцо: Allegrissimo – Интермеццо: Lento
4. Финал: Allegro un poco maestoso
The concert program
- Мендельсон. Семнадцать серьезных вариаций для фортепиано ре минор, op. 54
- Шуман. Соната № 1 фа-диез минор, op. 11