Восхититесь тончайшим изяществом этих миниатюр!
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
Рэма Урасина, одного из самых романтических современных пианистов, нередко называют «посланником Шопена». В 2010 году к 200-летию со дня рождения композитора он подготовил грандиозный цикл «Фредерик Шопен. Полное собрание сочинений в 11 концертах», в который вошли все произведения великого поляка – от первого детского полонеза до последней мазурки.
Именно мазурки лёгли в основу нынешней программы пианиста. Они восходят к танцам, издавна бытующим на родине композитора и ставшим её своеобразным символом. Подавляющее количество мазурок Шопен создал вдали от Польши, в Париже, но слушающему эти композиции кажется, что автор только что побывал на родине и пишет под свежим впечатлением от услышанного. Мазурка становится для Шопена «зеркалом души», его разговором с самим собой и окружающим миром, той постоянной «спутницей», к которой композитор обращался больше, чем к любому другому жанру. При этом шопеновские мазурки очень разнообразны, среди них встречаются и деревенские «картинки», и лирические «мазурки настроений», и блестящие бальные мазурки, и пьесы, подобные драматическим поэмам.
Дополнят программу другие жанры шопеновского творчества: ноктюрн, экспромт, баллада. Интерес романтиков к жанру ноктюрна («ночная песнь») был связан с их увлечением таинственным миром ночных грёз и мечтаний. Шопен вознёс этот жанр на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей лирического начала в инструментальной музыке.
Экспромт был перенесён в музыку из литературы, в связи с особым значением, которое композиторы-романтики придавали импровизационности, непосредственности лирического высказывания. Шопен выступает в этом жанре наследником и продолжателем Шуберта, хотя и тяготеет к более крупной форме, чем его предшественник. Присущий шопеновским экспромтам контраст между «этюдными», «прелюдийными» крайними частями и напевно-лирической средней – это, по сути, воплощение двух основных типов романтического пианизма.
Вершиной творчества Шопена как композитора-романтика, наряду с ноктюрнами, являются его баллады. Именно Шопену принадлежит идея переноса на фортепиано жанра, характерного для раннеромантической поэзии, с его эпическим началом и драматической кульминацией-развязкой. Баллада № 1 соль минор была названа Шуманом «самым диким и необычным сочинением Шопена». Недоумение вызвали её повествовательный тон, ощутимый с первых тактов, и неожиданно свободная форма. Среди интерпретаций сочинения встречались слова о «патетике, производящей впечатление взрыва», об «ауре свершающегося предназначения». А Генрих Нейгауз слышал последние такты как «трагический вскрик перед окончательной катастрофой».
The concert program
- Шопен. Ноктюрн фа мажор, op. 15 № 1
- Шопен. Мазурка фа-диез минор, op. 6 № 1
- Шопен. Мазурка до-диез минор, op. 6 № 2
- Шопен. Мазурка ля минор, op. 7 № 2
- Шопен. Мазурка фа минор, op. 7 № 3
- Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, op. 17 № 1
- Шопен. Мазурка ля минор, op. 17 № 4
- Шопен. Экспромт № 1 для фортепиано ля-бемоль мажор, op. 29
- Шопен. Баллада для фортепиано № 1 соль минор, op. 23