Знакомьтесь с восточным путешественником и повесой Абу-Саидом, чей звуковой портрет так мастерски создал Роберт Шуман!
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
«Восточные картины» Роберта Шумана (1810–1856) написаны в 1848 году как Шесть экспромтов для фортепиано в четыре руки и посвящены Лиде Бендеман – жене художника Эдуарда Бендемана, одного из дрезденских друзей композитора. Несмотря на название, в самой музыке нет восточного колорита. Ориентальность произведения заключается лишь в его литературных влияниях. Цикл Шумана был вдохновлён рассказами Фридриха Рюккерта «Превращения Абу-Саида», в основу которых легли повести арабского писателя Аль-Харири. Их герой, как пишет сам Шуман в предисловии к изданию, – некий прообраз немецкого Тиля Уленшпигеля, неуёмного путешественника и озорника. 50 «плутовских» новелл Аль-Харири написаны утончённой рифмованной прозой и рассказывают о проделках Абу-Саида, который очаровывает людей своим красноречием и поэтическим талантом, и они всё прощают этакому жулику.
Шуман передал в музыке «Восточных картин» своё восприятие этого персонажа. Все шесть экспромтов написаны в разной манере, и этим привлекательны. Единственные указания, которые композитор предпослал им, касаются темпа и характера: «живо» (№ 1 и 5), «в вокальной манере» (№ 2), «в народном духе» (№ 3), «не быстро» (№ 4), «тихо, благоговейно» (№ 6). При всей разнородности пьесы складываются в некий единый «сюжет», напоминающий притчу о блудном сыне. Последний экспромт звучит покаянно, будто герой раскаивается, завершая свою весёлую жизнь (такой поворот действительно прописан у Аль-Харири). Среди различных переложений цикла популярна и оркестровая версия, сделанная немецким композитором и дирижёром Карлом Рейнеке.
Феликс Мендельсон (1809-1847), подобно Моцарту, рос музыкальным вундеркиндом: с детских лет успешно сочинял, превосходно играл на скрипке и фортепиано. Расцвету его гения способствовала среда: дом Мендельсонов посещали ведущие художники, учёные, музыканты, такие как Гегель, Гейне, Гумбольдт, – как говорилось, «Европа пришла в их гостиную». Юный Феликс встречался с артистами Берлинского филармонического оркестра, которые частным образом исполняли его юношеские произведения.
В возрасте 13 лет Мендельсон создал Скрипичный концерт ре минор, посвятив его другу и преподавателю игры на скрипке Эдуарду Рицу (именно он будет концертмейстером во время легендарного исполнения Мендельсоном «Страстей по Матфею» Баха в 1829 году). В Концерте традиционные три части: Allegro – Andante – Allegro. По своему облику он ещё связан с музыкой XVIII века – педагог по композиции К.Ф. Цельтер воспитывал Мендельсона на сочинениях Карла Филиппа Эмануэля Баха (сына И.С. Баха), Гайдна и Моцарта.
Примечательна последующая судьба Концерта. Партитура хранилась в семье Мендельсонов в течение нескольких поколений. После Второй мировой войны она оказалась в руках лондонского букиниста и скрипача-любителя Альби Розенталем, который однажды показал «утерянную» рукопись Иегуди Менухину. Знаменитый скрипач-виртуоз сразу же заинтересовался сочинением, приобрёл права на него и впервые публично исполнил Концерт в Карнеги-холле 4 февраля 1952 года. «Нью-Йорк Таймс» отметила «живой шутливый финал в цыганском стиле», а «Нью-Йорк Сан» назвала произведение «совершенно восхитительным» и поблагодарила Менухина за открытие этого опуса для всего мира. В дальнейшем музыкант много раз исполнял этот Концерт, найдя в нём изобретательность, «замечательную свободу и пластичность формы». Его примеру последовали следующие поколения скрипачей.
The concert program
- Шуман. «Восточные картины»
- Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ре минор