Как сложно быть просто «мужем Клары Шуман»! В симфонии-противостоянии, утверждении и победы — спасение от разочарования и боли.
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
Над Второй симфонией Роберт Шуман (1810–1856) работал около года. Это было трудное время, омрачённое длительной болезнью и творческим кризисом, из которого композитор выходил постепенно, и работа стала для него лучшим лекарством. Предыстория такова: в феврале 1844 года Шуман и его жена Клара, прославленная пианистка, отправились в Россию и два месяца провели в Петербурге и Москве. Клара дала множество концертов, как публичных, так и в салонах знати, где пользовалась большим успехом. Положение же Шумана было довольно двусмысленным. Он уже создал свои лучшие, наиболее оригинальные, новаторские произведения, однако для публики всё ещё оставался «мужем Клары Шуман», как язвительно написал Кюи. Это концертное турне спровоцировало приступ болезни и упадок сил.
Эскизы симфонии помечены 12-18 декабря 1845 года. «Я набросал её, когда испытывал ещё физические страдания, и могу смело утверждать, что это было сопротивление духа, которое здесь явственно проявляется, и благодаря которому я пытался бороться с моим состоянием. Первая часть полна этой борьбы и по своему характеру очень переменчива и противоречива».
Среди оркестровых произведений композитора Вторая симфония наиболее классична, а увлечение музыкой Баха, достигшее в это время пика, сказалось в щедром введении полифонических приёмов. Шуман здесь словно стремится отстраниться от личных переживаний, воплощение которых так хорошо давалось ему, и создать большое эпическое полотно, достойное сравнения с симфониями Бетховена или последней симфонией Шуберта. Партитура была закончена осенью 1846 года и впервые исполнена прославленным оркестром лейпцигского Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона.
I. Sostenuto assai – Allegro, ma non troppo
II. Scherzo: Allegro vivace
III. Adagio espessivo
IV. Allegro molto vivace
The concert program
- Шуман. Симфония № 2