43. Хоровая романтика II

2 July 2022, Saturday, 13:00, Камерный театр, Екатеринбург
Choir
Пушкинская карта

Удивитесь восхитительному колору шестидесяти солирующих голосов! При этих звуках исчезают беспокойство, заботы, и рождаются новые чувства.

Концерт в одном отделении (45 минут).

Description

«Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта», – наставлял Роберт Шуман в «Жизненных правилах для музыкантов». В хоровых произведениях композиторов-романтиков воплотились характерные черты искусства их эпохи: полнота чувств, поэтичность, лиризм, картинность, гармоническая и тембровая красочность. Эта музыка тесно связана с исполнительскими традициями того времени. Так, в Германии и Австрии XIX века были распространены «лидертафели» (от Lied – песня и Tafel – стол) – певческие общества, поначалу состоявшие только из мужчин, а позднее включавшие также женские голоса, что способствовало созданию множества хоровых опусов для смешанного состава. 

В творчестве романтиков утверждается камерный жанр песни-хора. Тематика этих сочинений преимущественно любовно-лирическая и пасторальная. По своему языку они близки к городской песне и чаще всего написаны в простой куплетной форме. В них несравненно возрастает роль мелодии, отсюда – большое значение сольных и ансамблевых эпизодов. За редким исключением хоры четырёхголосны, вокальное письмо удобно для исполнителей.

Феликс Мендельсон ещё мальчиком пел в берлинской Певческой академии, а впоследствии стал капельмейстером лейпцигского Гевандхауса и исполнял много музыки с участием хора. Он оставил богатое наследие в области хоровых малых форм: 28 сочинений для смешанного состава и 21 – для мужских голосов. Они обладают в основном лирико-созерцательным, повествовательным характером. Мелодика хоров Мендельсона близка немецкой народной и бытовой песне (как, например, в хоре на стихи Гейне «Выпал иней в весеннюю ночь»). 

Роберт Шуман в 1840-х годах руководил дрезденским лидертафелем и смешанным хором. Его хоровые сочинения – в основном миниатюры лирического, шуточного характера, а также традиционные для немецкого бытового музицирования охотничьи песни. В них, как и в романсах, композитор чутко следует за интонацией и ритмом стиха. Так, в пленительной хоровой миниатюре «Доброй ночи» («Gute Nacht») мелодия сливается с текстом, и реплики солистки не нарушают общего умиротворённого настроения – Шуман предстаёт здесь как лирик-мечтатель. Особой популярностью пользуется также переложение пьесы «Грёзы» из его фортепианного цикла «Детские сцены». Благодаря песенному началу «Грёзы» идеально ложатся на хоровое многоголосие. Развитие композиции таково, что музыка, кажется, преодолевает границы бытия и воспринимается как растворение в бесконечности. 

Иоганнес Брамс, творивший во второй половине XIX века, в разные годы руководил хоровыми капеллами в Детмольде и Вене, женским хором в Гамбурге. Он написал около 100 хоров а cappella и с сопровождением, которые выдержаны в народном духе или близки к философской лирике. После Шуберта и Шумана только Брамс умел создавать столь национальные по складу вокальные мелодии. Композитор внимательно изучал поэтический и музыкальный фольклор и оставил несколько сборников обработок немецких народных песен, предназначенных для домашнего музицирования. В один из таких сборников входит поэтичная светлая песня «В тихую ночь» («In stiller Nacht»).

The concert program

Мендельсон, Брамс, Шуман
  • Мендельсон. «Richte mich, Gott», op. 78 № 2
  • Мендельсон. «Adenken», op. 100 № 1
  • Мендельсон. «Es fiel ein Reif», op. 41 № 3
  • Брамс. «O susser Mai», op. 93а № 3
  • Брамс. «Minnelied»; «Der Braeutigam», op. 44 № 1, 2
  • Брамс. «In stiller Nacht», op. 34 № 8
  • Брамс. «Rosmarin», op. 62 № 1
  • Мендельсон. «Abshied vom Valde», op. 59 № 3
  • Шуман. «Gute Nacht», op. 59 № 4
  • Шуман. «Die Minnesinger»; «Die Lotosblume», op. 33 № 2, 3
  • Шуман. «Der Traum», op. 146 № 3
  • Шуман. «Romanze vom Gansebuben», op. 145 № 15
  • Гуно. «O salutaris Hostia» из Мессы № 2
  • Шуман. «Грезы»
Исполнители
Интересное с прошлых концертов
Гастроли Симфонического хора во Франции
Мусоргский. «Сонное видение парубка» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Фрагмент концерта 8 июня 2019 года в программе I Уральского культурного форума

Уральский академический филармонический оркестр
Симфонический хор Свердловской филармонии
Дирижер – заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко
Солист – Алексей Фролов (бас)

 

All video recordings
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!