Он был хорош собой, страстный и обаятельный — просто неотразимый, как и его музыка. Слушайте и представляйте Ференца Листа!
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
Ференц Лист, без сомнения, открыл новую главу в истории фортепианного концерта. Музыкальные образы двух его концертов ярки, конфликты броско очерчены, форма ясна и выписана «крупным штрихом». Партии солиста и оркестра виртуозны и красочны – они выступают на равных, словно оспаривая друг у друга проведение музыкальной мысли.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми-бемоль мажор (1830–1855) Лист начал писать в возрасте 19 лет, но на протяжении четверти века продолжал вносить в партитуру корректировки. Некоторые черновики имеют пометку «Concerto symphonique», что выдает намерение Листа сделать роль оркестра столь же важной, как и солиста. Премьера состоялась в Веймаре в 1855 году в авторском исполнении, за дирижёрским пультом был Гектор Берлиоз.
Сочинение одночастно, но имеет четыре контрастных раздела, соответствующие частям традиционного симфонического цикла. На создание главной темы концерта Листа, несомненно, вдохновили героические образы Пятого фортепианного концерта Бетховена (написанного также в той же тональности). Во втором разделе преобладает лирическое начало и дана импровизационная смена вариаций. Третий раздел – фантастическое скерцо – образует, по словам Листа, «связующий контраст» к финалу, где в один узел стягивается тематизм всего концерта.
Ещё одна несомненная заслуга Листа – создание жанра программной симфонической поэмы. Герой его поэмы «Тассо. Жалоба и триумф» (1849–1854) – великий итальянский поэт эпохи Возрождения Торквато Тассо. Литературные произведения, вдохновившие Листа, повествуют о разных моментах жизни поэта. Трагедия Гёте посвящена истории любви Тассо к сестре герцога Элеоноре д’Эсте и заканчивается происшествием на балу, когда герцог объявляет поэта сумасшедшим. Поэма Байрона рассказывает о страданиях Тассо в заточении и предчувствии им грядущего триумфа, которому власть имущие бессильны помешать. В творении Листа отражены обе темы, потому он и дал своему сочинению дополнительное заглавие «Жалоба и триумф».
В развёрнутой программе композитор поясняет: «Нашим стремлением было передать музыкой вопиющее противоречие: непризнанный при жизни гений после своей смерти озаряется сиянием славы, которое поражает его гонителей». В том же предисловии к сочинению Лист упоминает о напеве венецианских гондольеров, который уже на протяжении трёх веков исполняется со стихами Тассо. Эту мелодию Лист неоднократно слышал в Венеции и положил в основу своей симфонической поэмы. В ней можно условно выделить четыре раздела: первый, трагический, рисует Тассо в темнице; второй, эпический, даёт образ поэта словно сквозь дымку вековых воспоминаний; третий, танцевальный, представляет героя на балу; последний, маршевый, – это картина массового ликования.
The concert program
- Лист. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор
- Лист. Симфоническая поэма № 2 «Тассо. Жалоба и триумф»
Лисс Дмитрий
Ekaterina Mechetina (piano)
Video
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.