У знаменитого шопеновского концерта есть тайна. Её имя — Констанция, хранившая письма Фридерика до конца своих дней.
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
Как и большинство музыкантов первой половины XIX века, Фредерик Шопен (1810–1849) сначала должен был заявить о себе как пианист-виртуоз, и лишь затем – как композитор. Оба фортепианных концерта были написаны им ещё в годы учебы в варшавской Высшей школе музыки. Из писем Шопена к другу юности известно, что они создавались в атмосфере первой любви, и это чувство запечатлено в лирических средних частях обоих концертов. О рождающемся Концерте фа минор Шопеном впервые упоминает в письме от 3 октября 1829 года, где помимо рассказа о Констанции Гладковской содержится разъяснение замысла произведения: «Ибо у меня, быть может, к несчастью, уже есть свой идеал, которому я преданно, не заговаривая с ним, служу уже полгода, который мне снится, в честь которого возникло adagio для моего концерта». Упомянутое адажио в окончательном варианте стало Larghetto – вдохновенной второй частью сочинения.
Концерт был впервые исполнен автором в марте 1830 года, в Национальном театре Варшавы. Успех был столь велик, что газета «Польский курьер» написала: «Воистину далеко разнесётся слава того, кто так начинает в молодости!». Произведение было высоко оценено современниками и надежно закрепилось в пианистическом репертуаре благодаря своей юношеской поэтичности, мелодической красоте и блестящей фортепианной технике.
Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор, op. 21 (1830):
I. Maestoso
II. Larghetto
III. Allegro vivace
Франц Шуберт (1797–1828) начал жадно писать музыку с самого детства. У мальчика рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт (учебное заведение, подобное интернату), где он пробыл до 16 лет, пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством Антонио Сальери, играл в ученическом оркестре и дирижировал им. «Уже мальчиком и юношей он жил больше внутренними, духовно-чувственными впечатлениями, которые выражались вовне крайне редко словами, как правило же – нотами, – писал один из его соучеников. – Все знали о его достоинствах первого сопраниста, концертмейстера и второго дирижёра превосходного оркестра конвикта».
Силами ученического оркестра исполнялись шедевры Гайдна, Моцарта, Бетховена. Каждый вечер был посвящён целой симфонии и нескольким увертюрам. Примерно к этому времени относятся и первые дошедшие до нас композиторские опыты Шуберта. Только самые близкие друзья могли с ними познакомиться и впоследствии писали: «Он сочинял исключительно быстро; всё время, отведённое для подготовки к урокам, тратил на композицию… Его отец, в общем очень хороший человек, обнаружил причину его отставания в учёбе, и тогда разразилась большая буря… Однако крылья молодого художника были уже крепкими, и их взмахов нельзя было сдержать». Юный музыкант развивался столь стремительно, что уже в конвикте написал свою первую симфонию и три увертюры. Среди них – Увертюра до минор, созданная им в 14-летнем возрасте, однако, опубликованная лишь далёкими потомками, в 1948 году.
The concert program
- Шуберт. Увертюра до минор
- Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор