94. Императорская месса

3 July 2022, Sunday, 17:00, Grand Hall of Sverdlovsk Philharmonic, Yekaterinburg, Екатеринбург
Choir, Orchestra & Soloists
Пушкинская карта

«Хочу посвятить ее Императору, так как я считаю, что это успех!» (Франц Шуберт).

Концерт в одном отделении (50 минут).

Description

Весной 1826 года Франц Шуберт (1797–1828), уставший от материального неблагополучия, решился на шаг, которого ранее всячески избегал. Он подал прошение на имя австрийского императора о предоставлении ему вакантной – в связи с кончиной Антонио Сальери – должности придворного вице-капельмейстера. К заявлению Шуберт приложил свидетельство Сальери, у которого в юности брал уроки композиции и который был высокого мнения о его дарованиях. Однако император и его советники приняли решение, оказавшееся безутешным для Шуберта и более расчётливым для двора, отдав эту должность 60-летнему Йозефу Вейглю. Тот недавно вышел в отставку, и таким образом можно было сэкономить на его пенсии. 

Шуберт с горькой иронией вспоминал о том, как принёс мессу для прослушивания в Придворной капелле: «Когда я пришёл через несколько недель, чтобы узнать о судьбе своего детища, капельмейстер сказал, что месса хороша, но написана не в том стиле, какой любит император. Ну, я откланялся и подумал про себя: „Я не так счастлив, чтобы уметь писать в императорском стиле“».

Это была Месса № 5 ля-бемоль мажор, которая была очень дорога Шуберту, и на создание которой ему понадобилось целых три года (1819–1822). Композитор чувствовал, что это, возможно, лучшая из его шести латинских месс. Он даже подумывал о том, чтобы посвятить её императору или императрице, «потому что всё получилось хорошо». В какой-то момент он хотел назвать её Торжественной мессой (Missa Solemnis), но затем отказался от этой идеи (примечательно, что в эти же годы и тоже в Вене свою Missa Solemnis писал Бетховен). 

В Мессе ля-бемоль мажор действительно найдено гармоничное слияние традиционного церковного стиля с лучшими чертами шубертовской музыки – лучезарной песенностью и изобретательностью. Вместе с последней мессой Шуберта, Шестой, Пятая отличается более свободным обращением композитора с каноническим текстом, чем это было ранее. Шуберт использует свой опыт работы со светскими жанрами, добавляя гармонических красок, пропуская или повторяя латинские строки в стремлении расставить свои выразительные акценты. Месса № 5 оставалась неопубликованной несколько десятилетий после смерти композитора – вплоть до 1875 года.

Сочинение написано для солистов, смешанного хора, органа и оркестра. Состоит из шести традиционных частей латинской мессы: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei.

1. Kyrie eleison (Господи, помилуй)

2. Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу) 

Gratias agimus tibi (Благодарим Тебя)

Domine Deus, Rex coelestis (Господи Боже, Царь Небесный) 

Gratias agimus tibi (Благодарим Тебя) 

Domine Deus, Agnus Dei (Господи Боже, Агнец Божий) 

3. Credo in unum Deum (Верую во единого Бога) 

Et incarnatus est (И воплотившегося) 

Et resurrexit (И воскресшего) 

4. Sanctus Dominus Deus (Свят Господь Бог) 

Osanna in excelsis (Осанна в вышних) 

5. Benedictus qui venit (Благословен Грядущий) 

Osanna in excelsis (Осанна в вышних)

6. Agnus Dei, qui tollis peccata mundi (Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира) 

Dona nobis pacem (Даруй нам мир) 

The concert program

  • Шуберт. Месса № 5 ля-бемоль мажор для солистов, смешанного хора, органа и оркестра
Исполнители
Интересное с прошлых концертов
День 5: Уральский молодежный симфонический оркестр
II Симфонический форум России (2012)
 
Уральский молодежный симфонический оркестр
Дирижер – лауреат международного конкурса Энхэ
ОТВ: Как звучит молодежный симфонический оркестр? (14.08.12)
All video recordings
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!