73. История танго

3 July 2022, Sunday, 10:30, Камерный театр, Екатеринбург
Chamber music
Пушкинская карта

Сама жизнь звучит в этой потрясающей музыке, заставляя желать невозможного и верить в исполнение мечты.

Концерт в одном отделении (45 минут).

Description

Звуки скрипки Никколо Паганини (1782–1840) – ярчайшего представителя эпохи романтизма – возвестили о наступлении новой эры в исполнительстве. Для современников музыкант казался загадкой, воздействие его игры на слушателей было необъяснимым. Незадолго до смерти Паганини поделился главным секретом своего таланта – полнейшее духовное слияние с инструментом, способность смотреть и ощущать весь мир через скрипку. Одно из самых известных его сочинений – каприс № 24 ля минор (1817). Он представляет собой вариации на тему, напоминающую излюбленный итальянский танец тарантеллу. Кроме того, Паганини был признанным гитаристом-виртуозом. В возрасте 20 лет он увлёкся сочинениями для гитары и создал около 200 опусов с участием этого инструмента, включая сонаты для скрипки и гитары. 

«Tango en skai» (1985) – популярное произведение французского композитора, аранжировщика и гитариста Роланда Диенса (1955–2016). Он пояснял наименование своей пьесы таким образом: «Название „Tango en Skai“ не имеет ничего общего с небом, даже рядом не стоит с английским „sky“. „Skai“ по-французски – это дерматин, кожзаменитель, из которого делают сумки. Это значит, что вещица – по сути, карикатурное, поддельное танго. Сначала это была просто импровизация, которую я играл друзьям, когда мне было года 23 или 25, а записал и опубликовал её я гораздо позже».

Астор Пьяццолла (1921–1992) был известен как непревзойденный исполнитель на бандонеоне, искусный аранжировщик, но в первую очередь как яркий композитор, создавший стиль tango nuevo («новое танго»). Сочинения Пьяццоллы перевернули традиционные представления об этом жанре: аргентинский мастер соединил танго с элементами джаза и классической музыки, открыв для него серьёзную сцену.

Сюита «История танго» была написана им в 1985 году и позволяет проследить изменения в бытовании жанра на протяжении XX века. Каждая из четырёх частей произведения рисует определённый период в развитии танца: первые две композиции отсылают к классическому или традиционному танго, последние две – отражают новации жанра. 

Первая часть, названная «Бордель – 1900», описывает зарождение танго в публичных домах начала XX века. Этот жанр тогда воспринимался лишь как танец, о чём свидетельствуют ритмы хабанеры и гитарные приёмы, имитирующие звучание ударного инструмента. Во второй части, «Кафе – 1930», танго уже предстаёт произведением, которое нужно слушать, оно приобрело романтический, чувственный характер и медленный темп. Третья часть, «Ночной клуб – 1960», отмечает следующее местообитание жанра и проникновение в него черт бразильской босановы. Последняя часть сюиты, «Сегодняшний концерт», передаёт облик танго конца XX века, уже с примесью эксцентричных ритмов, джаза и прочих веяний.

The concert program

  • Паганини. Соната для скрипки и гитары, op. 64
  • Паганини. Соната для скрипки и гитары, op. 2 № 1
  • Паганини. Каприс № 24
  • Шуман. Романс, op. 94
  • Диенс. «Tango en skai»
  • Пьяццолла. Каприс № 3
  • Пьяццолла. История танго

Дубль концерта:

№ 33 (2 июля, 10:15, Дом музыки)


Исполнители

Sergey Pospelov (violin)

Лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!