Что вы испытываете, листая старый альбом? В этот вечер на его пожелтевших страницах «оживут» дорогие сердцу воспоминания Арама Хачатуряна.
Концерт в двух отделениях (120 минут)
Description
«Раздался стук в дверь. Профессор Жиляев, в классе которого я изучал контрапункт, сказал «Войдите». И счастье вошло в образе скромной черноволосой девушки, - вспоминал Арам Ильич о своей первой встрече с будущей женой Ниной Макаровой. - Тихо села на стул в дальнем углу класса. Я посмотрел туда. На лице были написаны серьезность и сосредоточенность. Я посмотрел еще раз… Слова профессора почти не доходили до моего сознания. Я мучительно старался понять, о чем она думает, отчего так сосредоточена, почему так печальны ее глаза. В конце урока я понял, что не смогу жить, пока не выясню все эти вопросы. Можно сказать, я и по сей день выясняю их…».
Своей супруге Нине Макаровой композитор посвятил множество гениальных сочинений, среди которых - вокальный цикл из трёх концертных арий для высокого голоса на стихи армянских поэтов, раскрывающие все оттенки любви.
«Мне хотелось, чтобы мои музыкальные мысли, которые я старался высказать современным языком, инструменты произнесли возможно выразительнее, пропели мою музыку живыми, трепетными голосами, - писал он в последние годы жизни. - Я стремился как можно глубже проникнуть в самое существо любимых мною смычковых инструментов, извлечь из их сокровенных тайников как можно больше тембровых, динамических, эмоциональных качеств».
Намерения Хачатуряна оказались блистательно реализованными в трёх поздних сольных сонатах. В них Мастер, всегда поражавший богатством оркестровых красок, сознательно ограничивает себя выразительными возможностями одного музыкального инструмента — по принципу широко распространенной на Востоке практике народных певцов и музыкантов инструменталистов-виртуозов. Его Соната-фантазия для виолончели (1974), Соната-монолог для скрипки (1975) и Соната-песня для альта (1976) отличаются светлым жизнеутверждающим началом, яркой образностью, эмоциональной выразительностью, близостью к интонациям, ладовым, ритмическим особенностям армянской народной музыки.
The concert program
- Хачатурян. Соната-монолог для скрипки соло
- Хачатурян. Три концертные арии для высокого голоса и фортепиано
- Хачатурян. Соната-фантазия для виолончели соло
- Хачатурян. Соната для фортепиано ми-бемоль мажор
- Хачатурян. Соната-песня для альта соло