Концерт в двух отделениях (100 минут)
Description
С чем у вас ассоциируется Австрия и Германия? Добродушный весельчак, отплясывающий лендлер, или философ-идеалист, рассуждающий о Вечности: кого встретите Вы в Австрии и Германии?
Героический, страстный, скорбный, мечтательный, буйный, суровый, ликующий, воинственный — такого Бетховена мы слышим в его симфониях. Однако Восьмая ярко выделяется в его симфонической галерее: в ней композитор решает не быть слишком серьёзным и добродушно посмеивается над собой и друзьями. Мы услышим бодрую поступь «папаши Гайдна», нежный привет от бетховенского кумира — Моцарта, тиканье метронома его коллеги — изобретателя Мельцеля и круговорот танцевальных мелодий. В этой симфонии нет традиционной медленной части. Вместо неё — скерцо. Его главная тема (с тем самым тиканьем) посвящена изобретателю музыкальных машин Иоганну Непомуку Мельцелю, которого Бетховен благодарил за метроном и ругал за самовольное использование его мелодий в диковинных механизмах.
«Бездну юмора» и «гениальные оркестровые эффекты» расслышал в финале Восьмой симфонии П. И. Чайковский. Здоровый немецкий юмор не подразумевает интеллектуальных изысков: оркестровые «ха-ха-ха» и «хо-хо-хо» перекликаются, как голоса гостей за праздничным столом.
Есть и другая сторона австро-немецкой культуры — философская, мистическая, возвышенная. Современный немецкий композитор и писатель Борис Иоффе в эссе «Моцарт и основной вопрос философии» причисляет музыкального гения к великим мыслителям. В своих последних творениях Моцарт поднимает вопрос о ценности Человека со всеми его странностями и страхами и «как никто другой, рассчитывает на интуицию и творческое соучастие слушателя». Если нам доверяет сам гений, доверимся и мы его великой музыке!
The concert program
- Бетховен. Симфония № 8
- Моцарт. Реквием для солистов, хора и оркестра