Если бы существовала «Красная книга» для сохранения прекрасных, но редко исполняемых сочинений, то первым в ней (и по алфавиту, и по значимости) был бы композитор Антон Аренский.
Концерт в двух отделениях (120 минут)
Description
Ученик Чайковского и учитель Рахманинова, он не вошёл в список «великих русских композиторов» и незаслуженно мало исполняется. В чем причина? Этот вопрос задает неугомонный исследователь Артём Варгафтик и вовлекает в поиски ответа оркестр, хор и слушателей.
Чайковский предсказывал Аренскому блестящее будущее. Толстой обожал его музыку за простоту и мелодичность. Романсы Аренского с удовольствием исполнял Шаляпин, а молодой Рахманинов вдохновлялся фортепианными сочинениями учителя. И все, как один, отмечали красоту его музыки. Лучше всего Аренскому удавались сочинения без пафоса и героики: мелодия будто «любуется собой» и никуда не торопится. Это прекрасное состояние (но не действие) в предреволюционной России уже не приживалось. Зато с лёгкой руки импресарио Сергея Дягилева балетная музыка Аренского покоряла Париж*…
Из сочинений разных жанров, как из осколков когда-то сияющего витража, Варгафтик собирает портрет Антона Аренского. «Его оценят» — сказал об Аренском Лев Толстой. Стоит прислушаться к словам великого писателя. Но ещё больше — к музыке не великого композитора Антона Аренского.
*Сюиту из балета «Египетские ночи» слушайте в абонементе №10 «Вечера с Большим оркестром»
The concert program
- Аренский. Увертюра «Сон на Волге»
- Чайковский. Увертюра к опере «Воевода»
- Аренский. Вариации на тему Чайковского «Был у Христа-младенца сад»
- Аренский. Струнный квартет № 2 (III часть)
- Аренский. Сюита «Силуэты» (фрагменты)
- Аренский. Симфония № 1
- Аренский. Кантата на 10-летие коронации