«Говорить о музыке — всё равно что танцевать об архитектуре» — эта фраза, чье авторство приписывают нескольким «острякам» 20 века, сводит на нет старания музыковедов. Но чтобы рассказать о сочинении, совсем не обязательно в красках описывать саму музыку. Достаточно вспомнить, что происходило в жизни автора во время её создания.
Концерт в двух отделениях (100 минут)
Description
Представьте себе, что вы проснулись утром, открыли окно, зажмурились от яркого солнца и вдруг вспомнили, что сегодня вам не надо идти на работу! Если вы испытали радость и улыбнулись, значит вы поймете Моцарта, который попрощался с придворной службой и смело шагнул навстречу новым, собственным проектам. «У меня всё получится» — утверждает вступление симфонии в радостном ре-мажоре. Он написал её для влиятельного заказчика Хаффнера, который уже обращался к Моцарту за музыкой для семейного торжества. Семьёй в это время обзавёлся и сам композитор. В его жизни всё просто отлично! Послушайте симфонию, почувствуйте радость гения и воплощайте свои мечты.
А про архитектуру все-таки «потанцуем». В жизни Роберта Шумана тоже были моменты, когда хотелось обнять весь мир. Или хотя бы свою родную страну. В «Рейнской» симфонии мы слышим, как во весь рост поднимается Кёльнский собор. «Одна страничка великого музыканта, вдохновленная величавыми красотами собора, оставит для грядущих поколений такой же немеркнущий памятник глубины человеческого духа, как и самый собор» — писал Чайковский после премьеры «Рейнской», где после каждой части раздавались овации.
Говорят, аплодисменты между частями могут разрушить целостность музыкального сооружения. Проверим, сможете ли вы удержаться…
The concert program
- Моцарт. Симфония № 35 «Хаффнер»
- Шуман. Концерт для виолончели с оркестром ля минор
- Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
Video
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.