Столичные штучки

4 July 2022
4 July, 2022
Безумные дни в Екатеринбурге
Фестивали

Музыкальная столица России в эти дни переехала на Урал. Это не преувеличение, а медицинский факт. В фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге» участвует множество звезд нашей классической музыки. Но дело не только в именах. Интенсивность и уровень концертных событий просто зашкаливают: всемирно известные солисты, ансамбли и оркестры меньше чем за трое суток выходят на сцену в среднем около десяти раз, причем лишь немногие из программ повторяются. Пианисты Екатерина Мечетина, Рэм Урасин, Константин Емельянов, Юрий Фаворин, Яков Кацнельсон реализуют себя на фестивале во всех мыслимых ипостасях — в концертном репертуаре для фортепиано с оркестром, в сольных клавирабендах и в составе самых разных камерных ансамблей. Некоторые из них рождаются прямо по ходу екатеринбургского форума, обещая нам в будущем интересное продолжение.

Маэстро Рудин не только дирижирует сразу двумя коллективами — Московским камерным оркестром «Musica Viva» и Уральским молодежным симфоническим оркестром. В паузах он умудряется исполнить виртуознейшие виолончельные партии в камерных шедеврах Феликса Мендельсона — вместе с Юрием Фавориным и Еленой Корженевич. А сама Елена выступает и как концертмейстер «Musica Viva», и как солистка в концертах для скрипки с оркестром, и как ансамблист. То же самое можно сказать почти обо всех музыкантах, участвующих в фестивале: они готовы репетировать и выступать здесь круглые сутки, в различных сочетаниях и с любым репертуаром, с восторгом погружаясь в наэлектризованную позитивной энергией атмосферу праздника музыки.

Эту энергию образуют два главных потока. Один из них — творческая фантазия, энтузиазм и высочайший профессионализм руководства Свердловской филармонии — директора Александра Колотурского, его первого заместителя Рустема Хасанова и менеджерской команды, уже в седьмой раз воплощающих в жизнь музыкальный марафон такого масштаба, какого Россия прежде не знала.

Второй поток энергии исходит от невероятной, талантливой, искушенной и открытой ко всему новому екатеринбургской публики. Полностью доверяя своей филармонии, уральские зрители готовы даже в выходной вскочить чуть свет, чтобы в 10 утра уже слушать сонату Шумана или «Годы странствий» Листа, военный марш Шуберта или новое сочинение Ольги Викторовой, посвященное великим романтикам.

Фестиваль адресован самой широкой аудитории — отсюда и его калейдоскопический формат, и разнообразие программ на все вкусы, и демократичные цены на билеты. Зрители чувствуют этот посыл и отвечают взаимностью: заполняемость залов почти 100%, а это ни много ни мало 36 000 мест — многие российские филармонии мечтают о такой цифре за год, а то и за два! А уж про то, как местная публика слушает музыку и принимает исполнителей, можно писать поэмы. Почти после каждого концерта — долгая стоячая овация и цветы. Иногда зрителям своими эмоциями удается даже выпросить у артистов бисы, строго запрещенные регламентом фестиваля — ведь он весь расписан по минутам, и задержка окончания любого концерта может привести к тому, что публика и сами музыканты опоздают на следующие.

Эмоции вашего покорного слуги во второй день фестиваля можно разделить на две группы, и обе в превосходной степени: ожидаемые восторги и настоящие откровения.

К первой группе относятся монографические клавирабенды мастеров нашего пианизма: неукротимый, мощный, полный энергии Шуман в исполнении Екатерины Мечетиной и тончайший, невесомый, меланхоличный Шопен Рэма Урасина, творящего чудеса по части звукоизвлечения и музыкального времени.

Ко второй группе относится все остальное. Редко звучащие сокровища наследия Мендельсона: Симфония для струнных и Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром были сыграны «Musica Viva» под управлением Александра Рудина, солистами Еленой Корженевич и Екатериной Мечетиной с таким эмоциональным накалом и проживанием каждой ноты, что казалось: мы присутствуем на премьере новых сочинений. Не меньшее впечатление оставило исполнение шумановского фортепианного концерта Константином Емельяновым: на наших глазах зажглась новая звезда русского пианизма, артист, сочетающий юношескую свежесть ощущения музыки с абсолютной свободой и зрелым мастерством.

Просто феноменальную форму демонстрирует на фестивале прославленный Уральский академический филармонический оркестр. Две вершины романтического симфонизма — поэмы Листа «Прелюды» и «Орфей», сыгранные коллективом под управлением Дмитрия Лисса с интервалом буквально в несколько часов, — настоящие исполнительские шедевры, одна из кульминаций не только прошедшей части фестивальной программы, но, возможно, и всего концертного сезона.

Отдельно стоит сказать о проекте молодого талантливого композитора гитариста-виртуоза Алексея Корбанова. Он называется «Covara» и пропитан духом народной и профессиональной музыки разных провинций Испании и прежде всего родины фламенко — Андалусии. Но это вовсе не копирование чужой традиции, а авторская музыка, соединившая фламенко с другими музыкальными стилями — джазом, джаз-роком и авангардом. Словом, этакий «фламенко-фьюжн» (в переводе с английского — смесь). Проект только зарождается, в качестве исполнителя и продюсера в нем участвует наш старый знакомый — скрипач Сергей Поспелов, и мы еще не раз услышим об этом коллективе, насладимся его концертами и записями. Пока же Алексею Корбанову и его коллегам удается раз за разом буквально воспламенять фестивальную публику, мгновенно перенося ее воображение на площади Севильи или во дворцы Альгамбры — вполне в духе «Безумных дней».

Впечатления о фестивальном марафоне сравнимы с эмоциями, которые испытываешь на знаменитом аттракционе «американские горки» (в самой Америке их, кстати, называют «русскими»): отключив голову, несешься на ветру по рельсам в неизвестность, теряя ощущение времени и пространства, охваченный восторгом и какой-то щенячьей радостью… При этом переполняет гордость за то, что такой грандиозный музыкальный праздник происходит не где-нибудь в Монтрё, Страсбурге или Брюгге, а в самом центре России, среди Уральских гор, на географической границе Европы и Азии.

Другие публикации