Безумные дни в Екатеринбурге

Столичная «Турангалила» в отзывах очевидцев

4 February 2020
4 February, 2020

Уральский филармонический оркестр покорил российские столицы. 30 января в Концертном зале Мариинского театра и 1 февраля в московском зале Зарядье под руководством Дмитрия Лисса он представил «Турангалила-симфонию» Оливье Мессиана. В качестве солистов с оркестром выступили профессора Парижской консерватории Натали Форже (волны Мартено) и прославленный французский пианист, известный интерпретатор сочинений Мессиана Роже Мюраро (фортепиано). Исполнение сложнейшего и редко звучащего в концертных залах мира произведения взбудоражило музыкальное сообщество двух столиц. И это при том, что «Зарядье» стал для уральцев совершенно новым залом, где пока еще играть не приходилось. Оба выступления собрали множество восторженных отзывов.

Вадим Биберган, композитор, народный артист России:

«Я был рад увидеть оркестр в таком составе – большом, наполненном, как и рекомендовал автор Оливье Мессиан. Украсили концерт французские солисты. Очень хорошо проявил себя Дмитрий Лисс, ведь «Турангалила» - это сложнейшая партитура по ритмике, интонированию, игре групп и оркестр блестяще с ней справился. На мой взгляд, это был праздник настоящего искусства и исполнительства современной музыки. У меня осталось очень радостное впечатление, что Уральский филармонический продолжает традиции, заложенные еще Паверманом, Фридлендером, и сейчас находится на большой высоте. Поздравляю всех уральцев!»

Леонид Десятников, композитор, заслуженный деятель искусств России:

«Честно признаюсь: «живьем» «Турангалилу»  не слышал никогда. Даже не припомню, игралась ли она в Петербурге. Низкий поклон, мерси сердечное Дмитрию Лиссу и оркестру Свердловской филармонии. Их интерпретация была абсолютно современной (этой партитуре  больше семидесяти лет!).  Экзотизм и мудреный философский концепт слегка отодвинулись на второй план, и слава богу. Зато наличествовал редкий, невероятный (особенно в «американской» пятой части, «Радость крови звезд») драйв. Брутальный оптимизм симфонии вызвал невероятный энтузиазм в публике, такой одобрительный вой в строгих академических стенах мне редко доводилось слышать».

Юлия Бедерова, культурный обозреватель «Коммерсантъ»:

«Московская публика получила еще одно редкое в наших краях удовольствие: наблюдать за тем, как во время звучания радостно и гордо за себя и за ансамбль сияют лица музыкантов. У москвичей по большей части не принято улыбаться — так иногда ведут себя западные оркестры. В то же время звук, баланс, артикуляция и в целом манера Уральских филармоников, если обобщать, ведут скорее к теплому звучанию старых российских оркестров, чем к современной западной традиции. Но звук оркестра, позволивший высветить в хитросплетениях Мессиана больше их сумасбродную, живую и стройную красоту, нежели интеллектуализированную форму, стал для уральско-московской «Турангалилы» прекрасным инструментом и большим украшением».

Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, член жюри фестиваля «Золотая маска»:

«Дебют Уральского филармонического оркестра с Мессианом в столичном "Зарядье" вышел громким. Даже оглушительным. По правде говоря, это был концерт из тех, что остаются в истории. Веха в биографии самого оркестра и Свердловской филармонии. Не менее важный момент - в истории исполнений "Турангалилы", которую в России играют с регулярностью раз в 20 лет. Сложнейшая партитура, что говорить. А УАФО с Дм. Лиссом уже играли её в середине 90-х. Но как с тех пор поднялся класс оркестра! Теперь это не просто освоение новой музыки, теперь это выдающееся исполнение, интерпретация, которую по-хорошему надо оставлять в записи для грядущего времени».

Елена Черемных, музыкальный критик:

«Много при этом в музыке ложных ходов. В финале вот целый оркестр поет мелодию «хором» в унисон. Человеческих голосов нет, хотя, кажется, что они есть. Зато как же много и нагло кидаемых вам в лицо (точнее, в уши) обаятельных нахальств. И какое счастье все эти лабиринтики и уровни распутывать, разгадывать. В некую минуту (точно, после пятой части) идеальными цветениями миров и соком избыточных состояний, начинает казаться, истекаем мы сами. В итоге получается такая вот история, которая сегодня получилась в "Зарядье"».

Ольга Русанова, музыкальный критик, ведущая «Радио России»:

«Уральцы – молодцы! Осилили грандиозную «Турангалилу» Мессиана, которая у нас почти не исполняется. А все из-за волн Мартено – инструмента, которого в России толком нет. Что это за зверь, показала и рассказала после концерта Натали Форже (она преподает сей диковинный предмет в Парижской консерватории). Сегодня в «Зарядье» пришли все, и правильно сделали)».

Московская публика знает Уральский филармонический оркестр: его «отчетные» концерты в ведущих столичных залах проходят ежегодно, а в Мариинском театре коллектив два сезона представлял собственный абонемент. Однако среди слушателей Мариинки оказались и те, для кого оркестр стал открытием.

Максим Абу-Траба (участник группы ВКонтакте «Общество любителей Мариинского театра»):

«Много слышал прежде об Уральском академическом филармоническом оркестре, сегодня слушал его впервые. Выдающийся коллектив, поразивший меня своим уровнем игры. Браво главному дирижеру оркестра Дмитрию Лиссу, волнистке Натали Форже, пианисту Роже Мюраро! Замечательно, что, пока столичные коллективы гоняют на гастролях Чайковского с Рахманиновым, региональный оркестр (назвать его провинциальным язык не поворачивается) не боится предлагать слушателям выдающиеся партитуры XX века, приглашая для их исполнения соответствующих специалистов».

 
Гастроли коллектива состоялись при содействии Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра.

Другие новости

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!