Симфонический форум России завершён!

14 October 2021
14 October, 2021

Девять дней осени уральская столица была точкой притяжения симфонических сил страны. С 30 сентября по 8 октября она принимала восемь оркестров на VI Симфоническом форуме России. Парад коллективов из Москвы, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Томска, Ульяновска, Уфы воочию наблюдали слушатели Свердловской филармонии, региональных и городских филармонических залов Свердловской области. Более чем 400-тысячная аудитория онлайн-трансляций следила за выступлениями оркестров на порталах Культура.рф, sgaf.ru, на странице филармонии Вконтакте. В день открытия VI Симфонического форума онлайн-сообщество региона пополнилось тремя новыми виртуальными концертными залами Свердловской филармонии, общее число которых достигло 103.

12 концертов Форума состоялись в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Ирбите и Асбесте. 700 артистов и 9 дирижёров выступили на сцене Свердловской филармонии. Более 60 представителей 22 регионов страны стали участниками деловой программы. Большинство коллективов, представленных на Форуме, посетили его впервые.

«Мы рады и счастливы быть здесь! Нам очень нравится ваш зал, — признался руководитель Красноярского симфонического оркестра Владимир Ланде. — Из каждого города, каждой страны мы стараемся привезти главное — общение с публикой. Её энергетическая волна нам совершенно необходима!»

«Самое главное, что мы смогли передать в каждом из абсолютно разных сочинений, которые играли, суть самой музыки, — поделился дирижёр Томского симфонического оркестра Михаил Грановский. — Мне кажется, слушатели это почувствовали».

«После исполнения на несколько секунд замер в глубокой тишине и темноте и оркестр, и зал. Этих мыслей и чувств не передать!», — писала одна из посетительниц этого концерта на личной странице в соцсетях.

В полной мере насладиться палитрой симфонической музыки слушателям помог формат концертных программ Форума. Согласно требованиям проекта, оркестры должны были выступать без солистов. Форум для них — возможность продемонстрировать мастерство и свой неповторимый исполнительский стиль, заявить о себе на общероссийском уровне, поэтому и к выбору программ участники подходили особенно тщательно.

Главный дирижёр оркестра Symphonica ARTica Якутской филармонии Фабио Мастранджело сделал ставку на «русскую» музыку, через которую хотел показать богатство русской души. Его коллега Юрий Ткаченко, который выступил с Ульяновским государственным симфоническим оркестром «Губернаторский», напротив, дирижировал «солнечной итальянской» программой. «Она способствовала тому, чтобы музыканты полностью раскрылись, — пояснил маэстро. — Интересная, выигрышная и красноречиво демонстрирует то, на что способен оркестр».

В число десяти дирижёров — участников Симфонического форума неожиданно вошёл всемирно известный скрипач Сергей Крылов, который в последние годы всё чаще выступает с оркестрами за дирижёрским пультом. В этом качестве с 2019 года он сотрудничает и с Российским национальным оркестром. «Для меня, как для скрипача, это всё равно, что окунуться в океан музыки, — признался музыкант. — Этот океан я хотел бы передать слушателям: через жест, через душу, через моё слышание музыки».

Вместе с прославленным коллективом Михаила Плетнёва столицу России на Форуме представлял Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, дебютировавший в Екатеринбурге под управлением Димитриса Ботиниса. «Молодая энергия, бьющая через край, так зарядила зал, что аплодисменты были нескончаемы. Оркестр бисировал зажигательным танцем Маламбо аргентинского композитора Альберто Хинастеры и дирижёр, уже не сдерживая эмоции, стал очаровательно подтанцовывать», — писала об их концерте обозреватель портала Культура-Урала.РФ Мария Лупанова.

О подготовке к Форуму своего коллектива рассказал руководитель Национального оркестра Республики Башкортостан Дмитрий Крюков: «Мы стараемся взять скрупулезным подходом к партитуре. Очень важно, чтобы люди, глядя на оркестр или слушая его, видели в музыкантах и дирижёре тех, кто несёт настоящее живое пламя, чтобы публика чувствовала в них что-то апостольское».

«Всё очень ясно, строго, выверенно и, вместе с тем эмоционально наполненно и захватывающе, — писал о выступлении Уральского филармонического оркестра российский критик Георгий Ковалевский. — Лично для меня было переживанием, насколько же все части любимой мной Второй (симфонии Рахманинова) оказываются связаны друг с другом общими темами, мотивами и тембрами. То есть, конечно, я это знал, но вот чтобы так всё структурировано и чётко услышать!».

Эта программа русской классики от Уральского филармонического оркестра стала стартовой для Форума. В день своего 85-летия коллектив под управлением главного дирижёра Дмитрия Лисса исполнил Вторую симфонию Рахманинова, недавно записанную для диска, и Музыку балета «Весна священная» Стравинского. Предполагалось, что и на закрытии проекта УАФО представит русскую музыку, но время пост-локдауна внесло свои коррективы. Вместо Александра Лазарева Форум с УАФО завершал Алексей Богорад. «В этой ситуации надо было оперативно решать, что мы играем, — рассказал маэстро. — Решили оттолкнуться от Брамса, а также исполнить близкую по духу музыку Шуберта. Конечно, её приятно, но в то же время, сложно играть, потому что слышна каждая нота, каждый звук, и при этом вся музыка проникнута чувством».

«Слушатель живо реагирует на то, что он слышит, — считает руководитель УАФО Дмитрий Лисс. — Наша публика не предвзятая, и я верю, что выступления всех оркестров оценены по достоинству, ведь это живая среда, в которой существует наша концертная жизнь».

«И для оркестрантов, и для публики это большой праздник», «Форум — стимул для всех нас, участие в нём — большая честь не только для региональных оркестров, но и для московских и петербургских коллективов», «Очень здорово, что в Екатеринбурге существует такой центр притяжения», «Доброе, позитивное и полезное дело, которое способствует подтягиванию оркестров к высокой планке», — говорят о форуме дирижёры российских оркестров.

Два дня форума были посвящены деловой программе, где руководители региональных филармоний и концертных организаций, учёные (экономисты и социологи), педагоги и пиарщики обсуждали проблемы симфонической отрасли: дефицит руководителей оркестровых коллективов и оркестровых кадров, недостаточное количество российских молодёжных оркестров и наличие областных центров, не имеющих симфонических коллективов. Результаты анализа экономической составляющей культурного процесса на заседании представила доктор экономических наук Валентина Музычук. Директор Московской филармонии Алексей Шалашов подчеркнул, что культуру нельзя сводить к количественным и экономическим показателям, а единственным выходом для неё должна быть демонстрация высших творческих достижений.

Обсуждались вопросы подготовки артистов оркестра (директор Уральского музыкального колледжа Эльвира Архангельская) и цифровое развитие учреждений культуры (директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный), где ориентиром послужил опыт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (заместитель директора музея Владимир Определёнов), проблемы, мешающие достичь высокого качества звукозаписи, и возможности широкого распространения аудиоцифрового контента (представитель лейбла ReachSound Антон Яковлев).

«В нынешних условиях большая удача, что наш Симфонический форум состоялся», — признался в одном из интервью директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. — Он должен был собрать оркестры год назад, но только сейчас его участники смогли быть вместе».

Проект, направленный на создание единого культурного пространства России, — пример консолидации федеральной и региональной поддержки, благодаря которой приезд многих участников становится возможным. Со дня основания проект поддерживают Министерство культуры Российской Федерации и Губернатор Свердловской области. Отдельные концерты Форума проходят под эгидой федеральной программы «Всероссийские филармонические сезоны», при содействии Московской государственной академической филармонии.

Организатором форума выступает Свердловская государственная академическая филармония при участии Союза концертных организаций России.

 

Другие новости

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!