«Быстрее! Выше! Сильнее!» с Большим оркестром и триумфатором конкурса Чайковского!
Концерт в двух отделениях (90 минут)
Description
«Сейчас не те времена, когда музыка писалась для крошечного кружка эстетов, — писал Сергей Прокофьев в 1937 году. — Сейчас огромные толпы народа стали лицом к лицу с серьёзной музыкой и вопросительно ждут... Массы хотят большой музыки, больших событий...»
По приезду в СССР Прокофьев был воодушевлён пафосом строительства нового государства и создал грандиозную кантату, которая, по его мысли, должна исполняться во время массовых мероприятий. В ней можно услышать слова из легендарного «Коммунистического Манифеста» Маркса и Энгельса, реплики Ленина и речи Сталина. Однако эти тексты положены на столь оригинальную музыку, что власти не смогли понять — воспевание ли это коммунистических идей или откровенная антисоветчина — и запретили исполнение.
Многолетний запрет коснулся и Концерта для фортепиано с оркестром, созданного в 1946 году Галиной Уствольской. В то время она училась у Шостаковича в Ленинградской консерватории, но уже тогда демонстрировала независимость мышления и почерка. Аскетичная, жёсткая звуковая материя, истовость высказывания, гипнотизирующая повторяемость элементов — в эпоху борьбы с формализмом подобная музыка не имела шансов быть исполненной.
Звуковым символов советского авангарда 1920-х годах стала оркестровая пьеса «Завод» Александра Мосолова. Эта музыка противопоставляла мещанскому миру прошлого романтику строек и фабрик, «свежий воздух из мира будущего». Передавая впечатление от огромного работающего механизма, Мосолов проявил редкую изобретательность в оркестровой технике нагнетания — именно в этом, вероятно, кроется секрет безотказного воздействия «Завода» на слушателей. Неслучайно в Париже 1920-х годов двухтысячная аудитория рабочих потребовала немедленно повторить это сочинение.
The concert program
- Уствольская. Концерт для фортепиано с оркестром
- Мосолов. «Завод. Музыка машин»
- Прокофьев C. Кантата к 20-летию Октября
В 18:00 приглашаем посетить предконцертную настройку. Это мини-лекция, в которой можно почерпнуть интересные факты о музыке и настроиться на концерт. Для всех слушателей концерта вход свободный (обязательна регистрация)
Предконцертная настройка является частью просветительского проекта «Открытая филармония» и реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина».
Yekaterinburg Philharmonic Choir
Лисс Дмитрий
Маслеев Дмитрий (фортепиано)
Video
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.