Изобретательный Сен-Санс и человеколюбивый Форе согласны в одном: искусство – есть гармония!
Концерт в двух отделениях (120 минут)
Description
По иронии судьбы, Камилл Сен-Санс известен широкой публике благодаря «Карнавалу животных», хотя свое самое популярное произведение он запрещал публиковать, не желая прослыть автором «несерьезной» музыки.
А ведь и в «серьезной» музыке Сен-Санс бывал ироничен. Например, – в симфонической поэме «Прялка Омфалы». Омфала – легендарная царица, в рабство к которой на три года попал Геракл. Прекрасная и гордая царица поработила и сердце героя. Геракл сложил к ее ногам свой боевой топор, облачился в женские одежды и вместе с рабынями выполнял женскую работу – в частности, прял. В предисловии к партитуре композитор указал, что содержание поэмы составляет «женское обольщение, победоносная борьба слабости против силы».
После «Прялки Омфалы» Сен-Санс написал свою вторую симфоническую поэму – «Фаэтон» на сюжет о юном сыне бога солнца, который уговорил отца позволить ему править солнечной колесницей, но слишком приблизившись к земле, был поражен Зевсом. Сен-Санс создал яркую, почти зримую музыкальную картину фатально окончившейся скачки, которую Петр Ильич Чайковский оценил как украшение репертуара.
Крайне эмоциональный Первый виолончельный концерт – едва ли не самое гармоничное произведение для виолончели с оркестром в 19 веке. Соразмеряя силы, тембры и регистры, широко пользуясь в оркестре паузами, отрывистыми и «разреженными» звучностями, Сен-Санс добился в этом концерте образцового аккомпанемента для взволнованного виолончельного голоса.
О Габриэле Форе – ученике и друге Сен-Санса, Ш. Кёклен писал: «мир представлялся ему прежде всего как источник гармонии». Форе создал один из немногих реквиемов, который не акцентирует внимания слушателей на неотвратимых образах Страшного суда. В противовес сложившейся традиции, в сочинении Форе основными идеями стали Вера, Покой, Мир и Любовь: вместо мрачной скорби – светлая грусть, надежда – вместо безысходности. Современник композитора астроном Карло д’Эспозито написал в одной из своих книг: «Форе создал единственную в своем роде заупокойную мессу, которая уводит нас от страха смерти в царство чуткой ясности и совершенного счастья». Очень быстро Реквием Форе прочно обосновался в концертных залах, хотя композитор настоятельно подчеркивал его литургический характер.
The concert program
- Сен-Санс. Симфоническая поэма «Прялка Омфалы»
- Сен-Санс. Симфоническая поэма «Фаэтон»
- Сен-Санс. Концерт № 1 для виолончели с оркестром
- Форе. Реквием
Yekaterinburg Philharmonic Choir
Энхэ
Video
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.