«От элегии – к трагедии» – музыка немецких романтиков для тех, кто не боится сильных эмоций и потрясений!
Концерт в двух отделениях (105 минут)
Description
«Я отдал бы полное собрание своих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное "Гебридам"», – признавался Брамс. Замысел сочинения возник у Мендельсона во время путешествия по Шотландии в 1829 году. На одном из Гебридских островов он увидел гигантскую черную пещеру с множеством базальтовых колонн, напоминающих гигантский орган. Вокруг нее расстилалось бескрайнее и суровое северное море. Пещера носила имя Фингала – легендарного героя кельтского эпоса. Музыка течет непрерывным потоком, рождая, как волны, все новые темы. В рокоте моря слышатся отголоски героических сказаний.
Брух побывал в Шотландии уже после премьеры своей Шотландской фантазии, но дух страны передал безупречно! Путешествие ему заменила коллекция шотландских песен в Мюнхенской библиотеке. Они и стали основой фантазии – по сути настоящего концерта для скрипки с оркестром!
Последняя и самая известная симфония Брамса – вершина его творчества. Его Первую симфонию прозвали «Десятой симфонией Бетховена», ведь это Бетховен проложил маршрут «от мрака к свету». Однако уже в Третьей симфонии Брамс направился в противоположную сторону – от мажора к минору, а в Четвертой пошел еще дальше. Соллертинский видит в Четвертой движение от элегии к трагедии, а известный немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер – «сверхъестественно страшное душевное содержание, навязчиво возникающий образ неумолимой судьбы, которая безжалостно влечет к гибели то ли человеческую личность, то ли целый народ… Ужасный контраст радостному и шумному ликованию последней симфонии Бетховена».
The concert program
- Mendelssohn. Overture «Die Hebriden»
- Брух. Шотландская фантазия для скрипки с оркестром
- Brahms. Symphony No. 4