Послушайте шедевр, хранивший «обет молчания» почти 100 лет!
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
Французский композитор Гектор Берлиоз вошёл в историю как создатель романтической программной симфонии. Обращался он и к жанру программной увертюры. Так, для оперы «Бенвенуто Челлини» он написал их сразу две: первая сопровождала оперу на премьере, вторая появилась шесть лет спустя, но, будучи более яркой и блестяще оркестрованной, получила самостоятельную концертную жизнь под названием «Римский карнавал».
Работая над сочинением о скульпторе и его любовной истории, Берлиоз вдохновлялся не только оставленными Челлини «Мемуарами». В 1930 году композитору посчастливилось выиграть Римскую премию и прожить более года на вилле Медичи. У него была возможность получить собственные впечатления от церковных шествий и праздничных карнавалов, а также от итальянской народной музыки. Поэтому основной раздел увертюры «Римский карнавал» строится на неумолкающем ритме сальтарелло — любимом итальянском танце Берлиоза.
С единственным Скрипичным концертом, написанным Шуманом для скрипача-виртуоза Иоахима, связана загадочная, почти мистическая история. Через 77 лет после смерти композитора, его дух якобы явился к внучатым племянница виртуоза, которые и сами были известными скрипачками, призвав одну из них разыскать и исполнить концерт. Произведение не было опубликовано и хранилось в Берлинской библиотеке. Согласно легенде, само оно тоже было «подсказано» Шуману голосами ранее покинувших его друзей Шуберта и Мендельсона, что послужило одной из причин «заключения» партитуры в библиотеке. Согласно завещанию родных, она должна была находиться там до 100-летия со дня смерти Шумана. Однако судьба распорядилась иначе и премьера концерта состоялась раньше, в 1937 году.
The concert program
- Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал»
- Шуман. Концерт для скрипки с оркестром ре минор