Встречайте единственный в России ансамбль гобоев — самых нежных и трепетных инструментов оркестра.
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
В 1787 году 17-летний Бетховен отправился к Моцарту в Вену. Известно, что Моцарт, в то время всецело занятый сочинением «Дон Жуана», всё же нашёл время прослушать его игру. Юный композитор покорил его импровизацией на заданную Моцартом тему. Вариации на тему дуэта Дон Жуана и Церлины («Ручку, Церлина, дай мне») были созданы Бетховеном через 10 лет после этой поездки. Они были в числе его любимых опусов и не переставали нравиться композитору спустя многие годы.
О назначении и содержании «Детских сцен» (1838) Роберт Шуман рассказал в своём письме к жене: «Я насочинял целые тома – странного, безумного, очень весёлого… То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: „Порою я могу показаться тебе ребёнком“… я был поистине окрылён и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около дюжины и назвал „Детскими сценами“. Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе». Несмотря на кажущуюся простоту, «Детские сцены» – это не цикл «для детей», подобно «Детскому альбому» Чайковского, а музыка о детстве для взрослых, или, словами самого автора, «отражение прошлого глазами старшего и для старших». Миниатюры Шумана – своеобразные «музыкальные новеллы», нацеленные на выражение настроений, эмоций:
1. О чужих странах и людях
2. Забавная история
3. Игра в жмурки
4. Просящее дитя
5. Полное удовольствие
6. Важное происшествие
7. Грёзы
8. У камина
9. Верхом на палочке
10. Почти серьёзно
11. Страшилка
12. Засыпающий ребёнок
13. Поэт говорит
Шесть этюдов в канонической форме (1845) – потайная жемчужина в музыке Шумана, ускользнувшая от внимания широкой публики. Как и для других композиторов-романтиков, для Шумана этюд перестаёт быть тренажёром для оттачивания технических приёмов, а становится ярким концертным высказыванием с оттенком мимолётности, афористичности. Этюды созданы в период увлечения Шумана контрапунктом, в то время, когда он уделял много внимания камерному творчеству.
Этюды Шопена до наших дней сохранили значение высшей пробы пианистического мастерства. Композитор резко повернул понимание этого жанра от задачи упражнения к созданию полноценного художественного сочинения, подобного «этюду» у живописцев. Всего Шопеном написано 27 этюдов, большая часть которых вошла в два опуса: 12 этюдов op. 10 (1832) посвящены Ференцу Листу и столько же этюдов op. 25 (1836) посвящены графине Мари д'Агу – французской писательнице, которая на тот момент была супругой Листа. Этюд № 9 из опуса 25 в Европе часто называют «Бабочка», поскольку внимание Шопена в нём привлечено лёгким, заманчивым мельканием неких обаятельных образов. А тему Этюда № 3 из опуса 10 композитор считал своей лучшей мелодией. Восторженно отзывался о ней и Римский-Корсаков, назвавший её «совершеннейшей из всех когда-либо существовавших в музыке».
Мазурки Шопена восходят к танцам, которые издавна бытовали на родине композитора и стали её своеобразным символом. Формируясь вдали от придворной культуры, деревенская и городская мазурки остались свободными от чужеземных влияний и сохранили национальную самобытность. Подавляющее число мазурок Шопен создал вдали от Польши, в Париже, но слушающему эти композиции кажется, что автор только что побывал на родине и пишет под свежим впечатлением от услышанного. Мазурка становится для Шопена «зеркалом души», той постоянной «спутницей» жизни, к которой композитор обращался больше, чем к любому другому жанру.
The concert program
- Бетховен. Вариации на тему дуэта Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта «Дон Жуан»
- Schumann. Kinderszenen (Scenes from Childhood), op. 15
- Шуман. Шесть пьес канонической формы (II, IV части)
- Шопен. Этюд, op. 10 № 3
- Шопен. Этюд, op. 25 № 9
- Шопен. Мазурка, op. 24 № 2
- Шопен. Мазурка, op. 7 № 1