Какую музыку навевают каникулы? Узнайте у Мендельсона!
Концерт в одном отделении (55 минут).
Description
Феликс Мендельсон (1809–1847) создавал камерно-ансамблевые сочинения в течение всей жизни, экспериментируя с разными составами (от дуэта до октета). При этом опусов для виолончели и фортепиано у него насчитывается немного. Первые два произведения (Концертные вариации и Первая соната) были написаны в расчёте на возможности Пауля Мендельсона, младшего брата композитора. Вторую сонату для виолончели и фортепиано Мендельсон посвятил графу Матвею Виельгорскому. Этот русский аристократ был не только меценатом и знатоком музыки, но и прекрасным виолончелистом-любителем, обучавшимся у самого Бернхарда Ромберга, основателя немецкой виолончельной школы. По словам современников, Виельгорский «играл на виолончели так, как, должно быть, играли ангелы в концертах Господа Бога в раю».
Граф действительно исполнял посвящённую ему сонату. Шуман, будучи в Петербурге, слушал это произведение в его исполнении и отмечал, что Виельгорский играет, как настоящий артист. Соната Мендельсона украшает репертуар и многих современных музыкантов. Виолончель и фортепиано в ней поочередно выходят на первый план, перехватывая «инициативу» в изложении материала и демонстрируя свою виртуозность. Особый интерес представляет третья часть – Адажио, в котором отразилось преклонение Мендельсона перед творчеством И.С. Баха. Эта часть состоит из хорала в баховском стиле, исполняемого на фортепиано в виде арпеджио, и экспрессивных «говорящих» эпизодов у виолончели, которые напоминают речитативы в клавирных и духовных сочинениях Баха.
Соната № 2 для виолончели и фортепиано ре мажор (1843):
Allegro assai vivace
Allegretto scherzando
Adagio
Molto allegro e vivace
Центральное место среди камерных ансамблей Мендельсона занимают два Фортепианных трио, написанные композитором в зрелые годы и часто называемые «большими» за их масштабность. Наибольшую популярность приобрело Трио № 1, ставшее одним из самых исполняемых сочинений в мировом камерном репертуаре. Это произведение во многом продолжило традиции знаменитого трио «Эрцгерцог» Бетховена – и в отношении укрупнения цикла до четырёхчастного, и в стремлении приблизить звучание к оркестровому.
Новаторским шагом Мендельсона стала опора на песенность – этим качеством наделены темы первых трёх частей, а фортепианное соло в начале второй части вплотную приближается к жанру «песни без слов». Финал же композитор решает по-бетховенски страстно. Партии инструментов отличаются виртуозностью, особенно фортепианная, несущая основную смысловую нагрузку. Переработать её в более шумановском стиле Мендельсону рекомендовал коллега-композитор Фердинанд Хиллер. Примечательно, что Трио получило восторженную рецензию Шумана, который объявил Мендельсона «Моцартом XIX века» и назвал сочинение «шедевром среди фортепианных трио».
Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор (1839):
1. Molto Allegro agitato
2. Andante con molto tranquillo
3. Scherzo. Leggiero e vivace
4. Finale. Allegro assai appassionato
The concert program
- Мендельсон. Соната № 2 для виолончели и фортепиано ре мажор
- Мендельсон. Фортепианное трио № 1 ре минор
Video
2016-10-21s
rtmp://sgaf-htvod-rts.cdn.ngenix.net/vod/_definst_/sgaf/2016-10-21s.mp4
https://sgaf-htvod.cdn.ngenix.net/vod/_definst_/sgaf/2016-10-21s.mp4/playlist.m3u8