Любуйтесь: Феликс Мендельсон в зените славы! Успешный, блистательный, полный сил и идей!
Концерт в одном отделении (50 минут).
Description
Жизнь Феликса Мендельсона (1809–1847) складывалась счастливо, словно оправдывая его имя (Феликс по-латыни – счастливый). Окружённый вниманием образованных родителей, мальчик с детства дышал воздухом литературы, науки, искусства. Обнаружив у сына музыкальный талант, мать с 6 лет обучала его игре на рояле, в 9 лет он выступил с первым концертом, в 10 начал интенсивно сочинять, с 11-ти – заниматься игрой на скрипке и брать уроки композиции у руководителя Берлинской певческой капеллы К.Ф. Цельтера.
С ранних лет Мендельсон проявлял склонность к струнным инструментам, о чём свидетельствуют Двенадцать симфоний для струнного оркестра, которые он написал в возрасте от 12 до 14 лет. Они создавались как упражнения в курсе композиции, и по этой причине Мендельсон, всегда требовательный к себе, не собирался их публиковать. Долгое время они считались утерянными, пока в 1950 году не были обнаружены в Государственной библиотеке Берлина. Воспитанный на музыке барокко и классицизма, Мендельсон невольно воспроизводит в своих юношеских опусах черты этих двух стилей.
Симфония № 10 одночастна, но в ней можно выделить три раздела: Adagio – Allegro – Piu presto. Вступительное Adagio примечательно влиянием музыки Баха. В последующем Allegro улавливаются реминисценции из Гайдна, а вторая же тема напоминает раннего Бетховена и Россини. Оживлённые фигурации, активно применённые в сочинении, станут наиболее характерной чертой почерка Мендельсона.
В том же 1823 году, в возрасте 14 лет, Мендельсон создал одно из своих самых блестящих произведений – Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре минор (он же Двойной). Вполне логичным выглядело, что юный музыкант, написав сольные концерты для упомянутых двух инструментов, объединит их в одном опусе. Мелодичная скрипка, которой обычно доверяют лирические темы, – и фортепиано, которое Мендельсон использует для массивной звучности, сочетая мощную аккордовую технику с ослепительными пассажами. Они ведут диалог друг с другом, подражают друг другу, фортепиано аккомпанирует скрипке (и наоборот), и им также поручены сольные эпизоды.
Двойной концерт был написан для одного из музыкальных вечеров, которые родители Мендельсона устраивали у себя дома по воскресеньям, чтобы продемонстрировать расцветающие таланты Феликса и его сестры Фанни. И 25 мая 1823 года Концерт был исполнен на подобном вечере, солировали сам автор и его друг, педагог по скрипке Эдуард Риц. К публичной премьере Концерта – 3 июля 1823 года в берлинском Концертхаусе – композитор пересмотрел партитуру, добавив духовые и литавры. При жизни Мендельсона произведение оставалось неопубликованным и было издано лишь в 1960 году.
В период сочинения Концерта Мендельсон находился под сильным влиянием И.С. Баха и вместе с тем впитывал музыкальные новшества своего времени. Любопытно наблюдать, как молодой и порой дерзкий Мендельсон изобретательно сочетает все эти элементы: барочный контрапункт с зарождающейся романтической энергией, глубину с эффектностью, героизм с салонным искусством музыкой. Примечательно и то, как много разной музыки крутится в голове ненасытно любознательного композитора, – и всё это беспрепятственно изливается в партитуре Концерта.
Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре минор (1823):
1. Allegro
2. Adagio
3. Allegro molto
The concert program
- Мендельсон. Симфония № 10 для струнного оркестра си минор
- Мендельсон. Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром ре минор