Вы никогда не слышали звучание сразу трёх гобоев? Его представил и воплотил композитор-романтик Ивон, известный как «первый гобой» Ла Скала.
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
Моцарт был старше Бетховена всего на четырнадцать лет. И в то время, когда Людвиг рос, триумфы гениального ребёнка Моцарта были ещё на слуху. Исключительный талант Бетховена обнаружился очень рано, и отец, в поисках выхода из материальной нужды, мечтал сделать Людвига «вундеркиндом», вторым Моцартом.
В 1787 году 17-летний Бетховен отправился к Моцарту в Вену. Об этой первой поездке композитора в австрийскую столицу известно очень мало. Людвиг был там весной 1787 года очень недолгое время. Моцарт, всецело занятый сочинением «Дон Жуана», всё же нашёл время прослушать его игру. Юный композитор покорил его импровизацией на данную Моцартом тему.
Вариации на тему Моцарта «Là ci darem la man» («Ручку, Церлина, дай мне») из оперы «Дон Жуан» были созданы Бетховеном через 10 лет после этой поездки. Они были в числе его любимых опусов и не переставали нравиться композитору спустя многие годы.
О назначении и содержании «Детских сцен» (1838) Роберт Шуман рассказал в своём письме к жене: «Я насочинял целые тома — странного, безумного, очень весёлого — ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: „Порою я могу показаться тебе ребёнком“, — короче говоря, я был поистине окрылён и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около дюжины и назвал „Детскими сценами“. Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе».
Несмотря на кажущуюся простоту, исполнить цикл под силу только зрелому пианисту, способному проникнуть в авторский замысел. Миниатюры Шумана — своеобразные «музыкальные новеллы» с незамысловатым сюжетом. Но акцент в них — не столько на повествовательности, сколько на выражении настроения, эмоций. «Детские сцены» — не цикл «для детей», подобно знаменитому «Детскому альбому» Чайковского. Это музыка о детстве для взрослых, или, словами самого автора, — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».
Карло Ивон (1798–1854) — автор Каприччио для трёх гобоев — был известным в Милане композитором и виртуозом, многие годы работавшим главным гобоистом театра Ла Скала.
Шесть этюдов в канонической форме (1845) — потайная жемчужина в музыке Шумана, ускользнувшая от внимания широкой публики. Как и для других композиторов-романтиков, для Шумана этюд перестаёт быть тренажёром для оттачивания технических приёмов, а становится ярким концертным высказыванием с оттенком мимолётности, афористичности. Этюды созданы в период увлечения Шумана контрапунктом, в то время, когда он уделял много внимания камерному инструментальному и песенному творчеству. Все они написаны для педального рояля и посвящены учителю Иоганну Готфриду Куншу.
The concert program
- Бетховен. Вариации на тему дуэта Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта «Дон Жуан»
- Schumann. Kinderszenen (Scenes from Childhood), op. 15
- Шуман. Шесть пьес канонической формы (II, IV части)
- Ивон. Каприччио для трех гобоев