50. Хоровая романтика III

2 July 2022, Saturday, 15:00, Камерный театр, Екатеринбург
Choir
Пушкинская карта

Удивитесь восхитительному колору шестидесяти солирующих голосов! При этих звуках исчезают беспокойство, заботы, и рождаются новые чувства.

Концерт в одном отделении (45 минут).

Description

«Романтическое  это прекрасное без границ, или прекрасное бесконечное, как бывает бесконечное возвышенное»,  писал немецкий писатель Жан-Поль. Эти слова как нельзя лучше подходят к произведениям Баха и композиторов-романтиков Шуберта, Верди, Шумана и Мендельсона, вошедшим в нынешнюю хоровую программу.

Мотет Иоганна Себастьяна Баха «Jesu, meine Freude» («Иисусе, моя радость») был написан в 1723 году в числе шести заупокойных мотетов для Церкви Св. Фомы в Лейпциге. По всей вероятности, он впервые прозвучал на отпевании супруги городского почтмейстера. Сочинение произвело неизгладимое впечатление на присутствующих, и впоследствии мотет стал одним из самых известных сочинений Баха. Он написан на немецком языке и опирается на мелодию лютеранского гимна XVII века. Произведение состоит из 11 частей, кульминационной из которых становится шестая – пятиголосная фуга на две темы. Текст чётных частей основан на Послании апостола Павла к Римлянам и говорит о том, что Иисус Христос освободит людей от греха и смерти. Яркие, пылкие слова, выбранные Бахом для выражения контрастов между картинами рая и ада, придают мотету редкий драматизм.

Среди духовных произведений, созданных Джузеппе Верди в конце жизни, выделяются две хоровые миниатюры a cappella, посвящённые образу Пресвятой Богородицы, – «Ave Maria» (1889) и «Le laudi alla Vergine Maria» (1886). В них сказалось изучение композитором григорианского хорала и сочинений старых итальянских мастеров (в частности, Палестрины).

История создания «Ave Maria» необычна. В «Миланской музыкальной газете» был опубликован своеобразный звукоряд с предложением к композиторам гармонизовать его. Эта «загадочная гамма» привлекла внимание Верди. В «Ave Maria» её поочередно ведут бас, альт, тенор и сопрано, в целом же пьеса напоминает мадригалы эпохи Возрождения. Композиция «Laudi alla Vergine Maria», воплощающая ангельское пение, в оригинале написана для детских голосов, но на практике чаще исполняется женским хором. Поэтический текст – хвалебное обращение к Деве Марии из заключительной песни Дантова «Рая» – определяет необычайно просветлённый характер музыки. Знаменательно, что при первом исполнении этот хор по требованию публики был повторён.

У пьесы Роберта Шумана «Грёзы» особенная судьба. Она является лирической, возвышенной кульминацией фортепианного цикла «Детские сцены» (1838), сочинённого композитором в качестве подарка своей будущей жене Кларе Вик. Из всех пьес цикла лишь эта единственная покинула его пределы и обрела самостоятельную жизнь в различных переложениях. Благодаря песенному началу «Грёзы» идеально ложатся на хоровое многоголосие. Развитие пьесы таково, что музыка, кажется, преодолевает границы бытия и воспринимается как растворение в бесконечности.

Феликс Мендельсон с юности был религиозен и создал большое количество духовной музыки – от коротких песнопений до масштабных ораторий. В последний год жизни он написал магнификат «Mein Herz erhebet Gott» («Величит душа моя Господа»), известный также как «немецкий магнификат». В этом жанре традиционно используется текст из Евангелия от Луки, в котором Дева Мария радостно восхваляет милость Господа. Изначально опус 69, куда входит магнификат, был задуман как церковные пьесы для англиканской службы (первая публикация была осуществлена в Лондоне), а позднее переведён на немецкий язык.

The concert program

Бах, Шуберт, Верди, Мендельсон, Шуман

  • J.S. Bach. Motet "Jesu, meine Freude", BWV 227
  • Шуберт. «Die Nacht», op. 17 № 4
  • Верди. «Ave Maria» и «Laudi alla Vergine Maria» из цикла «Quattro pezzi sacri»
  • Шуман. «Грезы»
  • Мендельсон. «Magnificat», op. 69 № 3
Исполнители
Интересное с прошлых концертов
Гастроли Симфонического хора во Франции
Мусоргский. «Сонное видение парубка» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Фрагмент концерта 8 июня 2019 года в программе I Уральского культурного форума

Уральский академический филармонический оркестр
Симфонический хор Свердловской филармонии
Дирижер – заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко
Солист – Алексей Фролов (бас)

 

All video recordings
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!