71. Таинственно и великолепно

3 July 2022, Sunday, 10:00, Зал Маклецкого, Екатеринбург
Chamber music
Пушкинская карта

Женский взгляд на Ференца Листа и Фредерика Шопена — ждите открытий! 

Концерт в одном отделении (50 минут).

Description

Музыка великих романтиков не перестаёт вдохновлять в начале XXI века – к ней обращаются не только исполнители, но и композиторы. Так, Ольга Викторова написала своё сочинение для скрипки, виолончели и фортепиано «Misterioso e Magnifico» в 2010 году по заказу Даниэль Бас. Тогда же Европейское трио впервые исполнило его в Брюсселе, в концерте «Одиннадцать романтических произведений по следам Листа и Шопена». Российская премьера состоялась в Свердловской филармонии 29 марта 2011 года в рамках программы «Ференц и Фредерик: женский взгляд», включавшей произведения, написанные женщинами-композиторами разных стран. Состоявшийся концерт показал, что музыка романтиков и опусы, рождённые под впечатлением от их идей, неизменно рождают живой отклик публики. В исполнении сочинения тогда приняли участие Евгений Марков (скрипка) и Наталия Кабилькова (виолончель) – они же представят произведение в нынешнем концерте.

«Сказочные повествования» (1853) – цикл из четырёх частей, созданный Робертом Шуманом в поздний период творчества, когда композитор с семьёй жил в Дюссельдорфе. Колорит сказочности присущ циклу во многом благодаря сочетанию инструментов, уникальному для Шумана и, по его словам, «особенно романтичному», создающему «очень необычный эффект». Идея обращения к такому составу – кларнет, альт и фортепиано – возможно, родилась у композитора под впечатлением от прослушивания «Кегельштадт-трио» Моцарта, исполненного Кларой Вик с друзьями. Сочинение Шумана, написанное между 9 и 11 октября 1853 года, поначалу упоминалось в дневниках как «романсы» и «фантазии». На выбор окончательного названия повлияло творчество Иоганна Карла Августа Музеуса – немецкого писателя XVIII века, автора сборника «Народные сказки немцев». Известно, что во время создания цикла Шуман читал сказки Музеуса. Они предвосхищают произведения немецких романтиков (в том числе Гофмана) смешением двух планов – реального и фантастического. 

Три из четырёх «сказочных повествований» написаны в мажоре, что придаёт произведению характер светлый и радостный. Лирическим нечётным пьесам контрастируют скерцозная 2-я – её начало будто возвещает о «страшной» сказке – и энергичная 4-я, которая, согласно любимому принципу Шумана, выдержана в характере марша. 

Ряд произведений, созданных Шуманом в спокойный дрезденский период (1845–1850), находится в русле Hausmusic – домашней музыки. В число таких произведений, предназначенных для исполнения в семейном и дружеском кругу, входят Романсы для гобоя и фортепиано (op. 94) и Пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано (op. 73) – оба опуса были написаны в 1849 году.

Три романса для гобоя и фортепиано Шуман задумал как несложные пьесы, которые могут быть убедительно исполнены гобоистами-любителями. Тем не менее, эти романсы вошли в число самых значимых произведений для гобоя, возникших в эпоху романтизма. Композитор предполагал возможность их исполнения также на скрипке или кларнете. Ему было важно лишь умение солиста вести длинные мелодии и чутко передавать звуковые оттенки. Все три пьесы похожи между собой благодаря песенному характеру музыкальных тем и чуткому аккомпанементу фортепиано, которое поддерживает лирическое высказывание солиста. Самая яркая и красочная в опусе – третья пьеса, отмеченная быстрыми переключениями между ликованием и сдержанностью, что в целом очень характерно для шумановского творчества.

Три пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано первоначально назывались «Вечерними пьесами» – это связано с тем, что создавались они для домашнего музыкального вечера, а первыми их исполнителями стали Клара Шуман и дрезденский кларнетист Иоганн Котте. Позднее композитор изменил название – определение «фантазии» вообще нравилось ему, оно фигурирует и в заглавиях других его произведений. Цикл построен по принципу ускорения темпа, а «фантазийность» находит выражение в контрастности пьес. Первая, подобная лирической песне без слов, предполагает «выразительное и нежное» исполнение; вторую надлежит играть «легко и оживлённо», а заключительную, самую яркую и эффектную – «живо и с огнём». Ныне этот цикл включают в свой репертуар не только кларнетисты, но также скрипачи, виолончелисты и гобоисты.

The concert program

  • Шуман. «Сказочные повествования»
  • Шуман. Три романса, op. 94
  • Шуман. Три пьесы-фантазии, op. 73
  • Викторова. Misterioso e Magnifico. Приношение Листу и Шопену
Интересное с прошлых концертов
Кларнет для побед: Артур Назиуллин

К 10-летию Уральского молодежного симфонического оркестра Свердловская филармония объявила благотворительную акцию «Кларнет для побед!». Цель акции — собрать средства на приобретения новых кларнетов для оркестра. Принять участие в акции может любой желающий.

Выступление Артура Назиуллина в рамках программы «Звезды XXI века» состоялось в Екатеринбурге 14 января 2017 года.

Открытие Bach-fest: «Бах и французская музыка»
All video recordings
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!