Даже такой стойкий жанр оказался подвержен воздействию чар любви! Величественное стало лирическим, крупное — изящным, а оркестр стал тёплым, струнным, украшенным королевским голосом органа.
Концерт в одном отделении (45 минут).
Description
У пьесы «Грёзы» особенная судьба. Она является лирической, возвышенной кульминацией цикла «Детские сцены» (1838), сочинённого Робертом Шуманом в качестве подарка своей будущей жене Кларе Вик. Из всех пьес цикла лишь эта единственная покинула его пределы и обрела самостоятельную жизнь в различных переложениях. Благодаря песенному началу музыка «Грёз» идеально ложится на хоровое многоголосие. Она содержит столь интенсивное развитие, что, кажется, преодолевает границы бытия и воспринимается как растворение в бесконечности. «Романтическое ‒ это прекрасное без границ, или прекрасное бесконечное, как бывает бесконечное возвышенное», ‒ писал немецкий писатель Жан-Поль, оказавший влияние на романтиков. Эти слова очень подходят к шумановским «Грёзам», ставшим одним из символов музыкального романтизма.
Первые четыре мессы, включая Вторую соль-мажорную, созданы Шубертом для церковного хора в Лихтентале ‒ венском предместье, где композитор вырос и получил основное музыкальное образование. Там же они и были впервые исполнены. Веяния романтизма позволили композитору наполнить этот культовый жанр личным содержанием. Так, Вторая месса вдохновлена первым (и как впоследствии признавался автор, самым сильным) любовным чувством к Терезе Гроб. 16-летняя девушка очаровала Шуберта, когда солировала в его Первой мессе, и следующую, пронизанную светом и лиризмом, он написал всего за пять мартовских дней.
Верный традиции, Шуберт следует торжественной величественности жанра. Верный себе, как романтику, он привносит в мессу песенность, куплетные формы и сопровождает вокально-хоровые партии лишь струнным оркестром и органом. Самые характерные черты стиля Шуберта сосредоточены в лирически-сокровенных № 5 Benedictus и № 6 Agnus Dei. Весомым музыкальным аргументом в пользу «адресации» сочинения выступает иерархия сольных партий: высокое сопрано (именно таким, по свидетельству мемуаристов, был голос Терезы) безоговорочно доминирует над басом и тенором.
Франц Шуберт. Месса № 2 соль мажор для сопрано, тенора и баса, смешанного хора и оркестра (1815):
1. Kyrie
2. Gloria
3. Credo
4. Sanctus. Hosanna
5. Benedictus. Hosanna
6. Agnus Dei
The concert program
- Шуман. «Грезы»
- Шуберт. Месса соль мажор