Это не просто симфонический «бестселлер». Это Первая симфония русского композитора №1 и первая симфония в истории русской музыки. Канун Нового года — время слушать первых!
Концерт в двух отделениях (130 минут)
Description
Следуя русской пословице, что «готовить сани надо летом», выпускник Петербургской консерватории Пётр Чайковский посвятил весну и лето 1866 года сочинению своей первой симфонии, чтобы подарить её слушателям на Новый год. Работал по ночам — днём преподавал в только что открывшейся Московской консерватории. То ли сочинение «между сном и явью», то ли обострённая чувствительность гения сыграли свою роль, но партитура показалась экспертам того времени настолько необычной, что после первого исполнения надолго «уснула» на полке. Однако простые слушатели остались под впечатлением: «Особенно нам понравилось адажио: оно все составлено из одной темы, чисто русского характера, в которой так и слышится мотив русской песни, захватывающей душу».
Захватывающей можно назвать и всю симфонию: от первого до последнего такта она проносится как сон — на одном дыхании. Причудливые сочетания мотивов, постоянная смена «видений», внезапные переключения образов. Двум первым частям Чайковский дал названия: «Грёзы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край». В двух других — предоставил нам возможность отпустить свою фантазию и создал для этого безграничные просторы.
Чайковский не знал, что такое «клиповое мышление 21 века», но динамике движения и скорости смены образов в Первой симфонии стоит поучиться современным клипмейкерам.
Оценивать эту музыку экспертам 19 века было непросто: «Зимние грёзы» гения не укладывались в привычную логику. Это сейчас, в 21 веке, мы знаем, что самые прорывные идеи рождаются на грани бодрствования и сна, когда мозг работает в тета-ритме. Петр Ильич вряд ли знал об этом, сочиняя симфонию по ночам. Он просто спешил порадовать нас к Новому году…
Предваряют «Зимние грёзы» сочинения, создающие мечтательную атмосферу: мелодичная Канцона лучшего ученика Чайковского — «русского Баха» Сергея Танеева, виртуозные вариации на знаменитого «Соловья» Алябьева и фантазии современных композиторов на сказочные темы.
The concert program
- Танеев. Канцона для кларнета с оркестром
- Алябьев. Вариации на тему «Соловей» для флейты с оркестром
- Цимбалист. Фантазия на темы из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
- Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы»
- Викторова. «В пещере горного...»
В концерте произошли изменения
Проект «Оркестровое мастерство» реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»