Испытание Прокофьевым

25 November 2022
25 November, 2022
УАФО
Гастроли

«Звезды сошлись» – пожалуй, такое определение можно дать концерту, где каждый участник имеет мировое признание. В концерте в «Зарядье» приняли участие один из самых известных пианистов современности британец Фредерик Кемпф и один из ведущих российских коллективов – Уральский академический филармонический оркестр под управлением своего руководителя Дмитрия Лисса. Для Кемпфа гастроли в России уже стали традицией: более двадцати лет артист регулярно выступает в различных российских городах. Кроме того, в этом году пианист был приглашен в качестве члена жюри на Первый Международный конкурс имени С. В. Рахманинова в Москве. В свою очередь, маэстро Лисс (с 2016 по 2021 год руководивший еще и оркестром Южных Нидерландов) является одной из ярчайших фигур на музыкальном горизонте. От подобного сотрудничества ожидаешь невероятного погружения в глубины классической музыки, особенно когда речь идет о таких сложных произведениях, как Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Прокофьева.

Начальные такты концерта прозвучали трогательно и элегично – знаменитую тему первой части Кемпф играл «по-шопеновски», с оттяжкой. Однако справиться со всеми техническими сложностями и выдержать драматургию произведения – задача, которая не всегда по силам даже маститым музыкантам. Это прекрасно понимал, к примеру, Святослав Рихтер, не игравший никогда (во всяком случае, публично) красивое, но невероятно трудное сочинение Сергея Сергеевича. Каденция в первой части  прозвучала у Кемпфа однообразно и очень жестко, а местами было заметно и техническое несовершенство. Театральные образы остальных частей, увы, оказались лишены характера и энергии; более того, партия фортепиано периодически становилась не слышна, и ее перекрывало звучание оркестра. То, что Фредерик Кемпф испытывал большие трудности при исполнении, было видно невооруженным глазом: почти все время корпус и лицо пианиста были напряжены и скованны. Ощутимым контрастом прозвучала исполненная на бис Этюд-картина ля минор op. 39 Рахманинова: тут руки артиста вновь обрели свободу и легкость, а звук – красочность и наполненность – все это моментально напомнило, что перед нами музыкант мирового уровня.

УАФО стал украшением вечера. Вторая симфония – не что иное, как проверка на профессионализм для оркестра и дирижера. Расширенный состав оркестра, сложности музыкального языка, контрастирующие между собой эпизоды – все это может легко превратиться в несвязный набор звуков и шумов. Однако испытание Прокофьевым коллектив выдержал блестяще: хорошо прослушивался каждый пласт, ни одна мелодическая линия не осталась без внимания дирижера, при этом было соблюдено драматургическое развитие. Звучание оркестра было безупречным – плотным, стройным и красочным, особенно в таинственной второй части, напоминавшей о «сказочных» образах из симфонических картин А. Лядова. УАФО представил нам иного Прокофьева – не лирического и ироничного, как во Втором концерте, а брутального, временами даже агрессивного и мистического. Последние, тающие в пространстве зала аккорды оставляют в душе вопрос: «Что это было?..»

Хочется вспомнить знаменитые слова Рихтера, сказанные после премьеры Пятой симфонии: «Это победа Прокофьева!» Действительно, даже испытывая талант исполнителя, музыка великого композитора не знает поражений. Но сейчас это, безусловно, и победа маэстро Лисса и всего коллектива УАФО. В недалекой перспективе оркестр ждет покорение других, не менее сложных вершин мировой музыкальной классики. В декабре на сцене Свердловской филармонии он исполнит симфонические произведения Сезара Франка, а весной – «Колокола» и «Симфонические танцы» Рахманинова на закрытии фестиваля к 150-летию композитора.

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!